Условия и предпосылки возникновения

Общепринято заявлять, что церковь последователей Иисуса Христа зародилась в первом веке нашей эры в Римской империи. Это подтверждается как апокрифическими произведениями, так и первыми упоминаниями о христианах в письменных источниках. Если не вдаваться в подробности, утверждение это верное.

Две точки зрения

Однако при более детальном изучении вопроса у исследователей периодически возникали расхождения, связанные с методикой изучения. И в первую очередь они касались отношения к существующим источникам. При изучении выделились две школы, призванные дополнять друг друга, а на деле обнаружившие в своих исследованиях непримиримые противоречия:

История христианства

  1. Историческая — утверждающая историчность Иисуса Христа и опирающаяся на труды отцов церкви, на святое писание, на евангелия и деяния апостолов, на послания их и дальнейшую интерпретацию в работах позднейших христианских авторов и историков церкви.
  2. Мифологическая — изучающая данные археологических находок, письменные источники, произведения авторов-современников евангелических событий, артефакты.
Соответственно, время и место появления христианства каждая из этих школ определяет по-своему.

Вопрос датировки

Историческая традиция, опираясь на канонические тексты, утверждает, что христианство возникло в 30−33 годах нашей эры в Палестине и связано с периодом активной деятельности Иисуса Христа как проповедника. Именно в это время создаётся первая община последователей Учителя — будущих апостолов, которым суждено будет распространить по миру «благую весть» о пришествии Спасителя. Мифологическая школа не может так же просто решить этот вопрос, потому что не имеет неоспоримых доказательств самого существования Мессии, без чего «активная деятельность» его превращается в литературную выдумку. А лавинообразный процесс начального развития церкви, которому сопутствовала агрессивная внутренняя борьба, только усугублял проблему массой противоречивого материала (в пылу полемики церковные авторы не особо церемонились с подбором доказательств и средствами обличения оппонентов).

Историческая ситуация в Палестине

Бесспорным является то, что с 63 года до нашей эры, когда Гней Помпей со своими легионами оккупировал Иудею, Палестина потеряла политическую самостоятельность и постепенно превратилась в зависимую от древнего Рима провинцию. Во времена республики ею управлял назначенный сенатом наместник Ирод Великий (ум. в 4 году до н. э.), незаконно присвоивший себе звание царя, а в эпоху империи — сначала его дети, а потом — римский прокуратор. Утрата независимости была по-разному воспринята в разных слоях еврейского общества, но всеми как трагедия, имеющая религиозную подоплёку. Бог Израиля разгневан на свой народ и посылает захватчиков, дабы наказать его за нарушение заповедей. Усилились позиции религиозных националистических группировок:

Время и место появления христианства

  • Хасидов — правоверных иудеев.
  • Саддукеев — представителей высшей знати и жречества, занимавших примиренческую позицию.
  • Фарисеев — выходцев в основном из средних классов и проповедующих, с одной стороны, отказ от контактов с иностранцами, а с другой — внешнее исполнение норм поведения.
  • Зилотов — выходцев из беднейших слоёв. По ним римские поборы били особенно сильно, они занимали наиболее радикальные позиции в борьбе с завоевателями. Именно среди зелотов родилось движение сикариев (от «сика» — кинжал) — вооружённых борцов с чужеземцами за освобождение родины.
Каждая из этих групп боролась с захватчиками своими способами, но одинаково безрезультатно. И в этой постоянно проигрываемой войне усиливалось ожидание прихода Мессии, Спасителя еврейского народа.

Верования секты ессеев

И вот здесь, говоря о зарождении христианства, нельзя обойти вниманием находку, сделанную простым пастухом в 1947 году на берегу Мёртвого моря. В поисках отбившейся от стада овцы он заглядывал во все подряд пещеры, которыми изобиловало это место, и в одной из них обнаружил множество кувшинов, наполненных древними свитками. Это оказались записи проповедей некоего учителя секты ессеев, выполненные на арамейском языке и поразительно схожие по идейным истокам с учением раннего христианства. Их объединяли такие факторы, как:

Верования секты ессеев

  • мессианство — вера в грядущий приход Спасителя;
  • идея греховности человека;
  • эсхатологические представления о конце света;
  • обрядность;
  • организация общины;
  • отношение к собственности.
А так как возраст находки учёные определили вторым веком до нашей эры, то, соответственно, смещалась и дата зарождения вероучения, а также регион, откуда пошло распространение этих идей в мир.

Место возникновения учения

До появления списков Мёртвого моря (или списков Кумранских пещер) не было ни одного документа на арамейском языке, хоть как-то намекающего на связь с ранним христианством. Все древнейшие тексты, все послания дошли до нас или на греческом языке, или на латыни. Это послужило для ряда историков причиной утверждать, что появилась христова церковь не в Палестине, а в еврейских общинах Греции и Египта, откуда и получила своё дальнейшее распространение. Этой теории способствовали и те философские основы, что легко просматривались в идейном становлении христианского мировоззрения:

Место возникновения учения

  1. «Неоплатонизм» Филона Александрийского с его теорией о созидающей силе Логоса, о греховности человека и покаянии, об экстазе как средстве познания божественной сущности.
  2. Нравственное учение Сенеки — с его золотым правилом морали «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». Он же сформулировал и понятие о свободе духа как проявлении божественной необходимости.
Принятие покорности судьбе, порождающей совесть, нравственные нормы, общечеловеческие ценности, невозмутимость и душевное равновесие, также пришло в идеологию христиан из работ этих философов в упрощённом, но почти неизменном виде.

Христианство в Римской империи

Кто первый принял христианство

Обращение к христианству части евреев, сломленных гнётом имперской государственной машины, и понятно, и оправдано. Так как корни учения лежали в иудаизме, приход Спасителя после ряда неудачных выступлений и протестов виделся чуть ли не единственным выходом из сложившейся ситуации. И хотя Машиах иудеев принципиально отличался от Мессии христиан, надежда на национальное освобождение и социальную справедливость стирала различия. При невозможности добиться этих целей в реальном мире решение вопросов переносилось в мир потусторонний, загробный, где каждому униженному и обездоленному человеку обещалось воздаяние за перенесённые в жизни лишения и тяготы.

В рабовладельческом обществе, где обездоленных и униженных членов общества было более чем предостаточно, существовала почва, на которой учение Христа и его последователей расцвело стремительно и пышно, несмотря на все гонения и препятствия. Условно историю христианства в первые века нашей эры можно разделить на три этапа:
  1. ожидание второго пришествия Мессии и связанного с этим Страшного Суда;
  2. приспособление к условиям имперской действительности;
  3. борьба за положение господствующей религии в государстве.
Каждый из них качественно отличался от двух других и своеобразно оформлял происхождение церкви как религиозно-общественной организации всемирного масштаба.

Этап ожидания второго пришествия

Раннее христианство

Первоначально учение о плотнике из Галилеи не утрачивало своей связи с иудаизмом и распространялось среди беднейших слоёв населения. Этот период кратко можно охарактеризовать как настойчивое ожидание прихода Спасителя и немедленного восстановления справедливости на земле. Ненависть к угнетателям и желание отомстить за нечеловеческие условия жизни выражались не в революционных выступлениях, обречённых, как показывала вся предыдущая история, на провал, а в ожидании Страшного Суда и той расправы, которую учинит над угнетателями Высший Судия. Но время второго пришествия не наступало, и всё большее значение стали приобретать задачи пропаганды учения и расширения ареала его влияния. На этом этапе христианам удалось основать ряд крупных общин (в Греции, в Месопотамии, в Египетской Александрии, в Риме) и создать прообраз внутренней церковной организации. Первоначально любая община собиралась вокруг некоего лидера-основателя, способного воспринять благодать и поделиться ею с окружающими. Чаще всего эти люди становились дидаскалами — учителями, в чьи обязанности входило разъяснение сути проповедей Христа, посланий апостолов и догматов церкви. Хозяйственной стороной жизни общины (сбором пожертвований, организацией собраний, распределением помощи нуждающимся) занимались диаконы — специально назначаемые на эту должность активисты. Несколько позже появляются епископы, в чью задачу входило наблюдение и руководство над разрастающимся хозяйством храмов, а также пресвитеры — старейшины, призванные помогать епископам.

Разрыв с иудаизмом и период приспособления

Христианство в Римской империи

В конце 1 века н. э. христиане получили широкую известность, став на время, сами того не желая, символом протестного движения в государстве. Император Нерон указал на них как на организаторов грандиозного пожара в Риме, а последующие за этим гонения и казни добавили к созданному властями образу оппозиционеров ореол мученичества. Мгновенно вырос интерес к общине и учению, которое исповедовали её члены. Но массовый приток новообращённых тормозился обрядами иудейского культа, несовместимыми с культурной традицией европейцев. Отказ от обрезания, субботы, ряда запретов на употребление в пищу тех или иных продуктов — всё это привело к разрыву с иудаизмом. Сократилось количество евреев в общинах, но зато представители других наций стали активно принимать веру в нового бога. Во 2 веке снизилась острота социального противостояния, общественная жизнь стабилизировалась, эсхатологические ожидания изменились. Теперь люди готовились не столько к концу света во всемирном масштабе, сколько к индивидуальному предстоянию перед божеством. В это время разрабатывается доктрина загробной жизни, развивается учение о бессмертии души. На этот же период падает и начало внутрицерковной полемики. Неодинаковое понимание разными учителями одних и тех же текстов, различная трактовка приводит к возникновению жесточайшей богословской дискуссии, к возникновению первых ересей — идеологически непримиримых отступлений от истинной веры.

Победа христианства в империи

Этап ожидания второго пришествия

Заключительный этап развития церкви в римском государстве характеризовался в первую очередь изменением социального статуса новообращённых членов. Всё большее количество людей обеспеченных, людей, облечённых властью, обращалось к заповедям Христа. Это не могло не вызвать и идейных изменений. Так было переосмыслено отношение христианской общины к богатству в пользу большей терпимости. В конце 3 века в правление императора Диоклетиана происходит последняя активизация преследований христиан, получившая название «эры мучеников». За отказ принести публичные жертвы римским богам их подвергали пыткам, казням, имущество конфисковывалось, уничтожалась церковная утварь и священные книги, многие последователи учения были отправлены в изгнание.

Где зародилось христианство

Но меры эти не привели к желаемому результату. Христианство стало уже достаточно мощной и разветвлённой организацией, способной справиться с любыми трудностями. И в результате в 311 году император Галерий, а в 313 — Константин издают указы о веротерпимости по отношению к христианам и христианской церкви. Причём в Миланском эдикте Константина прямо указывалось, что государство берёт их под свою защиту и обеспечивает равные права с язычниками.
Окончательное закрепление христианства как государственной религии произошло уже в правление императора Феодосия в 391 году, когда он законодательно утвердил его верховенство и запретил любые языческие культы.

Христианизация варварских племён

С момента утверждения христовой церкви в качестве государственной религии самой могущественной державы мира у неё появились ресурсы для нового рывка как на запад, так и на восток. Проповедь учения среди язычников легла на плечи подвижников, многим из которых предстояло впоследствии стать святыми и мучениками.

Языческие племена

С середины 4 века христианство начинает распространяться за границы империи. Проповедь епископа Вульфилы имела успех среди язычников-готов. Они приняли учение в форме арианства, тогда ещё не объявленного ересью и широко распространённого на востоке страны. Дальнейшее развитие оно получило в связи с миграцией вестготов на запад. В Галлии были крещены бургунды и лангобарды, а в Испании — племена свевов и вандалов. Учение насаждалось сверху, зачастую с помощью вооружённой силы, и церкви приходилось приспосабливать языческие представления и образы к понятиям христианства. Традиционные местные праздники наполнялись новым содержанием.

Принятие христианства в Ирландии в 5 веке

С именем св. Патрика связано принятие христианства в Ирландии в 5 веке. Особенности политической борьбы привели к тому, что в большинстве европейских государств утвердилось ортодоксальное никейское вероисповедание. А с середины шестого века учение начинает завоёвывать земли германцев, славян и, чуть позже, балтов.

Крещение Руси

Крещение Руси

Окончательно решил вопрос о том, какой веры будут придерживаться на территории, занятой восточными славянами, киевский князь Владимир. Христианство шло на Русь тремя путями, и самый краткий из них — через Херсонес и причерноморские степи — был освоен ещё во времена бабки Владимира княгини Ольги, причисленной впоследствии к лику святых. Она первой из русских приняла крещение, при ней в в Киеве появились священники и церкви, так что молодой князь не придумал ничего нового, ибо семя упало в уже подготовленную почву. Справедливости ради надо сказать, что до принятия христианства он всё же пытался провести реформу языческой веры, центролизовав её в столице, но затея эта успехом не увенчалась. Грандиозное капище идолов, не просуществовав в Киеве и десятилетия, было разрушено. Выбор же православия был обусловлен тем, что изначально русская церковь подчинялась константинопольскому патриархату, глава её также назначался Константинополем. Когда в 1054 году грянул раскол церкви на западную и восточную, Русь органично сохранилась в сфере влияния державы ромеев.