Древний Вавилон

Возникновение города

Примерно в 2000 году до н. э. кочевники-амореи захватили древний город, который называли Кадингирра. На его месте они основали опорный пункт, который превратили в Вавилонию. Образование нового города стало началом аморейского периода в истории.

Царь Хаммурапи

Расцвет Древнего Вавилона тесно связан с периодом, когда стал царить Хаммурапи. Он получил власть в XVII столетии до н. э. Глава города-государства сумел завоевать ближние территории и расширить свои владения. Царь был хорошим воином, и обучал ратному делу своих подчиненных. И благодаря этому границы государства постоянно расширялись, а нападающие племена терпели неудачу.

Именно он и стал полноправным властителем империи, которая имела политическое, экономическое и культурное влияние на остальной мир. В древности Хаммурапи звали законодателем, так как он первым в Вавилоне установил права своих подчиненных и разделил рабов и свободного класса.

Он создал свод законов, которым подчинялись все. Превзойти его по содержанию смогли только римские властители.

А после смерти Хаммурапи Вавилон был захвачен. На него напали касситы, которые изменили и практически уничтожили культуру древнего государства.

Законы Хаммурапи

Хаммурапи первым в государстве придумал законы, которые позволили ему регулировать многие области жизни своих подданных. Они действовали по принципу талиона — воздаяние каждому по его поступкам. Законы были для всех общими. При этом вавилонский царь не устанавливал определенную религию и не писал о морали.

Но он создал законы, охватывающие практически все сферы человеческой жизни:

  • судопроизводства и суды;
  • право собственности и отношения по договорам;
  • наследие и семейное право;
  • криминальные преступления;
  • имущественные проступки.

Законы Хаммурапи

Все законы были высечены на стеле в форме конуса. Ее венчал барельеф с изображением богов Вавилонского пантеона. Тот, кто олицетворял Солнце, назывался Шамаш. А вторая фигура — это был сам Хаммурапи, избранник богов.

Стела была утеряна до 1901 года, но затем ее нашли французские археологи под предводительством Жака де Моргана, изучающего культуру Египта. Часть текста не сохранилась, но остальное удалось перевести благодаря другим источникам — записям на глиняных табличках.

Свод законов царя состоит из вступления, основной части и заключения. Всего в нем содержится 282 параграфа. А эпилог и пролог — эпические гимны, воспевающие славу Хаммурапи, кто и был создателем единых законов в Вавилоне.

Наиболее важными параграфами считались те, что посвящены преступлениям и семейным отношениям. Наиболее интересные законы Древнего Вавилона:

  1. За грабеж храмов и дворцов, мародерство во время войн и стихийных бедствий определили наказание — смертную казнь.
  2. Обычную кражу вор должен возместить в десятикратном размере.
  3. Имущество воина, который попал в плен, становится государственным до его возвращения домой.
  4. Смертной казнью карались изнасилование и измена супругу.
  5. Муж мог развестись с женой, которая без причин отказывала ему в близости.
  6. У замужней женщины оставалось личное имущество, супруг не мог посягать на него.

Во избежание разных казусов глава государства постановил так, что и раб, и свободный гражданин должны отвечать за свои преступления одинаково. Царь считал, что праведников ждет божественное благословение. А нарушителей порядка — вечные муки после смерти. Это напоминает христианские догмы.

Хозяйство государства

Экономика города основывалась на торговле и сельском хозяйстве. Из-за бедных природных условий Древнего Вавилона важные строительные материалы были очень дорогими. Металл, камень и древесина высоко ценились.

Хозяйство государства

Почвы государства орошали две реки — Евфрат и Тигр, поэтому они были пригодными для земледелия. Быки топтали грунт, чтобы он был мягким, а в плуг впрягали волов или рабов. После рыхления почвы начинался посев. В основном сажали ячмень, который поливали всего три раза перед уборкой.

На территории Вавилона находилось множество лугов, которые использовались под пастбища. Большие стада крупного рогатого скота были только у богатых людей. А пасли их рабы или наемные рабочие. Свободные граждане за повреждение рогов, глаз или клейма должны были заплатить хозяину животного.

Ремесла и торговля

На основе сельского хозяйства удалось возникнуть торговым отношениям. Этому благоприятствовало и удачное географическое положение. Из Вавилона вывозили множество товаров:

  • хлеб;
  • оливковое масло;
  • финики;
  • зерно;
  • шерстяные ткани.
А импорт состоял из металлов, кирпичей и строительного камня, дерева, рабов, драгоценностей. Торговые отношения Вавилон строил с Ассирией, финикийцами, Эламом. Из-за частых войн цены на товары для внутренней торговли постоянно повышались. Импортная продукция также стоила дорого.

В государстве было развито сельское хозяйство, а ремесла не ценились. По традиции ими занимались бывшие пленные или рабы, а они не вызывали уважения. В царстве были только мелкие ремесленные предприятия, они сосредотачивались в небольших поселениях.

Наиболее распространенные занятия приведены в таблице:

Ремесло Центр сосредоточения
Гончарство Вавилон
Ткачество Сиппар
Изготовление изделий из стекла Месопотамия

Развивалась и медицина, но она была связана с религией. Все лекари жили в храмах и входили в состав определенных групп жрецов. Больным приходилось самостоятельно добираться к ним. Существовало два типа врачей — заклинающие и практикующие. Первые для лечения использовали исключительно заговоры и молитвы, вторые почитали народную медицину.

Финансовая система

Экономика царства стремительно развивалась. Правитель создал свою налоговую систему. Каждый гражданин должен был выплачивать пошлину с того имущества, которым он обладал, — финиковые сады, рыбацкие водоемы, кунжутные поля. В казну поступала часть урожая. Налог можно было выплатить серебром или рабами.

Экономика царства

Первые банки начали появляться еще в VI веке до н. э. Финансовые схемы проводили храмы и частные лица. Заведовали деньгами также крупные деловые дома, которые уже использовали векселя и документы по залогам.

Состоятельные заемщики платили проценты и свой долг серебром. Менее обеспеченным приходилось продавать участки и рабов. Если вернуть кредит не получалось, то залоговое имущество оставалось во владении банка.

Разные социальные слои населения пользовались своими преимуществами, так как финансовая система стояла на основе сельского хозяйства, земледелия, рабовладельчества и ремесленничества.

Но хозяева деловых домов не были профессиональными банкирами. Тогда просто не существовало такого определения. А само банковское дело еще не стало отдельной профессией. Хотя развитие кредитных операций в Вавилонии шло гораздо быстрее, чем в Египте и финикийских городах. При этом характеристика общественных отношений не имеет каких-либо особенностей — хозяйство велось, как и в других государствах Древнего мира.

Общественный строй

Вавилон — это рабовладельческое государство, поэтому общество здесь делилось на классы. Низшую ступень социальной лестницы занимали рабы. Они могли переходить от одного хозяина к другому. Хотя и они делились на несколько сословий в зависимости от принадлежности:

  • царские;
  • храмовые;
  • частные.

Рабы у царя Древнего Вавилона

Царскими могли назвать рабов, которые служили во дворце. У них было право заключать браки со свободными женщинами. А их дети уже не были рабами. Храмовые принадлежали общинам. Частные имели хозяина, распоряжавшегося ними, как вещью.

Существовали свои классы и у свободных граждан — полноправные и неполноправные. У первых была своя земля, они платили налоги государству. Вторые владели рабами, но не участками, это более бедные люди.

Информация о рабовладельческом государстве Вавилон будет полезна при изучении Древнего мира. Это был один из первых городов, где появился собственный свод законов, сформировался общественный строй.