Костюмы, особый декор и особенности генотипа доказали гипотезу.

Где жили скифы?

Обозначенные племенные союзы, судя по данным археологии и свидетельствам «отца истории» Геродота, в I тыс. до н.э. кочевали на пространстве от юга Западной Сибири до степей Крыма, а потом и Дуная (с востока на запад). И от нынешней ирано-туркменской границы и некоторых областей Малой Азии до современной русской лесостепи (с юга на север). Они заселили земли, на которых вплоть до 7 века до н.э. проживали такие же ираноязычные племена. Киммерийцы. На карту тех времен нанесены ареалы проживания культурных и военно-политических объединений:

  • Царские скифы (кочевники первой волны, ранее прочих уже впитавшие обычаи эллинов);

  • Скифы-пахари;

  • Меланхлены («грязноодетые» скотоводы поздней волны, дольше прочих они не оседали);

  • Алазоны (вероятно, дети от браков скифов с протославянами);

  • Агафирсы (потомки от смешения скифов и фракийцев);

  • Скифы-кочевники;

  • Будины;

  • Гелоны (потомки будинов и греческих колонистов, изучает таких скифов история 6 класса);

  • Аримаспы;

  • Андрофаги;

  • Фиссагеты (многие историки считают, что это потомки от браков скифов и ранней мордвы);

  • Авхаты;

  • Арпоксаи;

  • Колаксаи;

  • Тавры (потомки скифских кланов и намного более древнего населения полуострова);

  • Аргиппеи;

Исседоны (народ степей Южной Сибири, возможно результат смешения с монголоидами).

ВАЖНО: Видимо, к этническому объединению, которое греки окрестили Σκύθης, относились еще саки, массагеты, йирки, распространенные в заволжской степи, в пустошах Средней и Цент. Азии.

Античные эллины в дошедших до нас мемуарах уверяют, что главенствующая скифская династия Европы происходила из так называемых «царских скифов». Те проживали на особенно просторной территории. От Днепра и Крыма (тогда полуостров именовался Таврикой) до р. Дон.

культура древних скифов

Происхождение народа

Археологические и генетические следы очень широкого этнического объединения ведут к кочевникам Бронзового Века, проживавшим в Южной Сибири. Звериный стиль точно отсюда. В рамках этого предположения язык протоскифов остается загадкой. Возможно, он был частью алтайской лингвистической семьи. Люди, говорящие на ее языках, проживают вокруг курганов.

Однако, исходя из данных тех же отраслей науки, можно предположить и две другие версии (у них тоже много сторонников). Одна изводит скифов как отдельное племя более древнего народа – предка всех носителей иранских и индоарийских языков. Проживала эта старая национальность в Индо-Персидском регионе. Другая гипотеза указывает, что, по крайней мере, европейские скифы – прямые потомки указанных уже киммерийцев (часть которых двинулась в Малую Азию, а часть эволюционировала в «классических» скифов – тех которых знал Геродот). Вот их археологи олицетворяют с потомками людей так называемой Срубной культуры. В Меднокаменном веке и у первого, и у второго этнического массива был 1 предок, проживавший еще в IV тыс. до н.э. в Среднем Поволжье. Версии имеют общую основу, связанную еще и с индоевропейским языком.    

Расцвет и упадок скифской цивилизации

Придя в Причерноморские степи в VII в. до нашей эры, первые представители обсуждаемой исчезнувшей народности стали теми Σκύθης, от которых греки узнавали про всех кочевников.

Заняв киммерийские степи, холмистые пустоши и лесостепную полосу Причерноморья, ираноязычные племенные лиги стали соседями древнегреческих полисов, самые первые из которых возникали одновременно с появлением как скифов, так и родственных им тавров. В это столетие никто из них еще не становится земледельцем. Они постоянно воюют, вставая на сторону то одной, то другой древней империи. Чаще от них доставалось как раз Персидской державе. А в определенный момент еще и поздней Ассирийской (раздел о военном деле ниже).  

племена скифов

Наибольшего расцвета скифские объединения достигли в V в до н.э. Тогда многие из племен ведут исключительно оседлый образ жизни. На смену политическим союзам, основанным на военной демократии, возникают степные оседлые квазигосударства с потомственной аристократией у власти. Цари часто выбираются из членов одной и той же династии. Скифы активно начинают участвовать в торгово-экономической жизни черноморской ойкумены, становятся потребителями эллинских вин и иных продуктов сельского хозяйства. В частности, города Боспорского царства в начале 5 в – тавроскифские и эллинские. Тут пользовались причудливыми украшениями, прогрессивной амуницией, золотыми монетами (статерами).

В 4 столетии до н.э. чистых скифов уже не найти. Только их потомков от брачных связей с представителями соседних наций. Значительная часть скифского населения оседает в городах, становится грамотной. Лишь север и восток обозначенного в 1 главе ареала сохраняет родоплеменные отношения. В плане хозяйства люди становятся аграриями, скотоводами. Те, кто проникли глубоко в лес, практикуют собирательство, рыбную ловлю и охоту. Смешиваются с варварами-северянами. Часть завоевателей растворяется в народах Анатолийского полуострова.

Наконец, в 3 веке до нашей эры последние скифы исчезают как этнос. Их постепенно ассимилируют или загоняют в глухие горные территории сарматы – народ с похожей речью.

Культура и искусство

Культура древних скифов имеет главный легко узнаваемый «бренд» – звериный стиль. Объединенный единой тематикой декор присутствует как на поверхностях военных атрибутов, так и на предметах быта (металлической посуде, украшениях, гребнях для волос и конской упряжи).

скифы история 6 класс

В чем особенности указанного стиля в получившем высокое развитие ремесленном искусстве? Все сюжеты – вплетенные в растительный узор копытные (особенно олени с ветвистыми рогами – основной тотем сибирских племен скифов) и хищные животные (изображенные даже в момент атаки). Скифо-сибирские каноны металлообработки были удивительно качественными. Изделия 5-го века до новой эры имели и изображения самих скифов. Так мы узнали об их одеянии и лицах.

Однако таким же знаковым культурным достижением были саркофаги внутри курганов (к которым вел узкий коридор, пробитый внутри погребальной насыпи). Вождю для «того света» оставляли амуницию, оружие, коня, рабов (или преданных соратников), жену и даже посуду с едой. Погребальная архитектура прочно связывала их с миром более древних людей Курганных культур (что косвенно еще раз указывает на общую биографию с остальными индоевропейцами).

Что касается костюма, конники носили короткие рубахи, а сверху распашные куртки косого раскроя, отороченные меховым кантом. Зимой на ногах у них были высокие войлочные сапоги. На головах колпаки фригийского типа (чаще тоже из войлока – он защищал от жары и холода, а иногда и от удара бронзового меча). В южных степях куртку одевали сразу на голое тело и мехом не оторачивали. На ногах, разумеется, был уже не войлок, а короткие кожаные сапожки. К слову, именно конные азиаты занесли в Европу моду на штаны (за Доном они были из толстой ткани).

Религия скифов

Большинство племен, обозначенных в 1-м разделе, некоторое время поклонялись богам своего национального пантеона (это потом он постепенно становился частью эллинского). Верховным божеством считался «Папай» («отец народа», аналог Зевса). Далее шли Табийти (вариант Гестии) и Апи (как Гера). Особо воинственные («дикие») кланы «молились воткнутому в землю мечу» – акинаку. Считается, что и Арес – это скифский бог (образован от «арьяс» – сообщество земляков, «аров»). Как раз его и олицетворяли с коротким скифским мечом – акинаком. На нем давали клятву. Кстати, о союзнических клятвах. Кочевники давали друг другу побратимское обещание, смешивая кровь в специальном кубке, из которого воины пили в момент обряда «братания»...

история древних скифов

Военное дело

Племена скифов, в первую очередь, плодили воинов – чтобы любое из них могло забрать у соседей все, что ему могло понадобиться. Ведь это позже (в эпоху появления аристократии) люди расслабились.

Воином мог быть любой, кому по душе была битва – даже женщины (они, судя по сказаниям эллинов) не раз возглавляли поздние скифские (в том числе меотские и массагетские) царства. А «существовали» еще и ираноязычные племена амазонок (чаще – в тех же легендах).

Но высококачественная амуниция народа – дело доказанное (находками из раскопов). Начиная с 6-5 вв. до н.э. скифы старались носить металлические шлемы (часто продолжающиеся на лице полумаской – как у коринфян), наручи, поножи, панцири с металлической чешуей, нашитой на плотную кожаную основу. В военных кампаниях они вооружались копьем, колчаном со стрелами, а позже еще и ножом. Бытовал у любых ираноязычных всадников легкий серповидный щит, не мешающий управлять конем. В момент обстрела сзади, им закрывали от стрел спину. Кстати, о лучниках. Луков было 2 типа – для стрельбы в пешем строю и для обстрела с лошади. Позже у скифов появилось и длинное копье. Обязательная часть снаряжения – богато отделанный металлом кожаный пояс, запахивающий куртку.

У женщин имелись высокие головные уборы (чем выше статус, тем больше колпак и богаче отделка дорогими украшениями). Самые обычные девицы обходились налобными повязками.

Что касается тактики и стратегии, то у «варварской» половины этнического массива ее не было. Азартные охотники, эти «кибиточники» могли нарушить строй во время сражения с вражеской армией, всего лишь увидев зайца. Тот, кто первым его убивал, значительно повышал авторитет клана. Охота была важнее войны. Война считалась делом обыденным, поэтому к ней не относились с пиететом. Собравшись, когда надо в огромную орду, скифы также быстро «рассасывались» кто куда. Поэтому-то один из персидских царей никак не мог дать им генерального сражения. Скифы были мало организованы, постоянно разбиваясь на кочевья, управляемые выборным вождем. Но это-то и делало их непредсказуемыми и непобедимыми.

Вместо эпилога приведем еще одно немаловажное сведение, касающееся затронутой темы. В скифских могильниках обнаруживаются останки людей, намекающие не только о европеоидном типе степного населения Железного Века, но уже о всех его возможных миксах с монголоидами. Последние из указанных разновидностей найдены к востоку от Урала. Нордические типы преобладали западнее и юго-западнее (в Европе, на границе с Кавказом и Ближним Востоком).