Определение и смысл

Термин «военная демократия» был введен в 1878 г. Льюисом Морганом. Он анализировал преобразование древнегреческого родового общинного строя в более сложную структуру, базирующуюся на классовом неравенстве. По его словам, военная демократия – это форма организации власти в древнегреческом обществе на этапе распада первобытнообщинного строя.

Если демократия основывается на методе коллективного принятия решений равноправными участниками, то суть военной демократии состоит в зарождении классовых противоречий. Этот период характеризуется тем, что естественным состоянием народов становится война. Целью ее является не расширение территории, а обычный грабеж.

Согласно работам К. Маркса и Ф. Энгельса и советских историков, это понятие означает целую эпоху перехода общества от первобытного к классовому строю, так как включает в себя все социально-экономические процессы данного этапа.

Итог эпохи военной демократии – развитие структур власти и формирование единого государства.

История появления военной демократии

Военная демократия возникала в разных регионах в разное время: в Афинах (XII- IX вв. до н. э.), в Риме (VIII-VI вв. до н. э.), у древних германцев (II-V вв. н. э), у славян (VIII-IX вв.).

период военной демократии

Возникновение военной демократии приходится на раннюю пору металлов. Применение бронзы и железа послужило толчком к развитию плужного земледелия, скотоводства, а также ремесла и обмена. Излишки продукции стали причиной появления частной собственности и патриархального рабства.

Война в то время приобретала систематический характер, так как награбленная добыча становилась практически основным источником дохода. Она преподносилась как вид трудовой деятельности, наравне с землепашеством, скотоводством, ремесленным делом.

Благодаря награбленному богатству и социальному лидерству сформировалась господствующая верхушка, обладающая широким спектром привилегий и полномочий. Так зарождался раскол в обществе, новая социальная иерархия.

Военная демократия – это завершающий этап развития первобытного общества. Еще сохраняются институты старого родообщинного самоуправления, но уже происходят процессы имущественной и социальной дифференциации.

Основы функционирования

В основе зарождающегося процесса образования классов и появления государственной власти находится обогащение военных предводителей за счет грабительских войн, захвата добычи, рабов. Ведение войн приобретало особое значение в экономике общины, поэтому характерным признаком данной формы общественной организации являлся избранный военачальник.

В качестве избирательных органов все еще выступал высший орган власти – народное собрание (вече) и совет старейшин. Силу племени представляло народное ополчение. В голосовании принимали участие только те, кто мог явиться с оружием, то есть взрослые мужчины. Кровное родство, племенная принадлежность уже не влияли на выборы, кандидата оценивали по военным заслугам и подчинению верховному вождю.

военная демократия славян

Однако народные собрания начинали утрачивать свою значимость. Происходило постепенное обособление от народа племенной верхушки, военных вождей, вооруженных дружинников. Они доминировали в принятии управленческих решений, навязывали свою волю. Постепенно власть вождей и военачальников приобретала наследственный характер.

Основная власть концентрировалась в руках племенной знати и вождя. Родоплеменные советы превращались в органы военной демократии, становясь в итоге органами классовой диктатуры. Процесс образования классов ускорялся по мере присвоения верхушкой значительной части продуктов производства.

Происходило превращение органов родового строя, по словам Ф. Энгельса, «из организации племен для свободного регулирования своих собственных дел в организацию для грабежа и угнетения соседей, а соответственно этому его органы из орудий народной воли превращаются в самостоятельные органы господства и угнетения, направленные против собственного народа».

Необходимость в противостоянии внешним агрессорам и организации грабительских набегов стала причинной образования надобщинных, надплеменных органов управления. У славян, а также народов Азии и Европы, сформировалась десятичная форма организации населения.

Население разделялось на тысячи, сотни и десятки. По такому же принципу осуществлялась военная мобилизация, общественные работы и контроль за соблюдением норм общества. Это было началом территориально-административного деления.

Общественные отношения регулировались за счет традиций и обычаев, передаваемых из поколения в поколение. Определенные варианты поведения для разрешения ситуаций и конфликтов отражали интересы всех членов социума.

Так родоплеменной строй перерастал в государство. На смену родовым узам приходили политико-административные отношения.

Примеры реализации военной демократии

Через период военной демократии проходили общества греков гомеровской эпохи, древних кельтов и германцев, норманнов. Этот режим способствовал образованию Римского государства.

Показателен пример военной демократии в жизни викингов и других скандинавских народов. Полгода они занимались аграрным делом, скотоводством, а следующие полгода, когда сельскохозяйственный период заканчивался, они отправлялись грабить побережье Англии и другие страны.

В IV-IX вв. происходило разрушение родоплеменного строя у славян, военная демократия привела к образованию протогосударств. Агрессивное нападение кочевых сообществ вынуждало славян объединяться в этнические объединения – племенные союзы (словене, вятичи, кривичи, радимичи, поляне, дреговичи и т.д.), характерные для военной демократии.

Центрами союзов выступали «грады» – укрепленные города. Это было уже не архаичное общество, но еще и не государство. Образование различных социальных групп приводило к расслоению общества.

К концу IX в. вершину иерархии занимает князь, управляющий всем племенем. Его полномочия основывались на накопленных богатствах и отрядах воинов. Он опирался на преданных ему дружинников, а также на ополчение, вече и совет старейшин. В роли близких помощников и советников выступала племенная знать: главы родов, больших патриархальных семей.

Поскольку военная добыча обладала большей ценностью, чем продукция ремесленники или земледельца, то ратники становились привилегированным слоем общества. Дружина, как зачаток постоянного войска, помогала подавлять не только завоеванное население, но и недовольство собственных бедняков. Но ресурсов для ее постоянного содержания не хватало.

Народное собрание выбирало вождей (князей) для ведения войны, а также старейшин и старост для управления в мирное время. Интересы племенной аристократии и вождя с дружиной не всегда совпадали. Народное собрание помогало урегулировать конфликт, что на протяжении длительного времени способствовало сохранению его суверенитета. Выборы на посты князей и воевод уже осуществлялись в основном по наследному принципу.

Свободные люди обладали равными правами. Однако формирование отдельных социальных групп стало толчком к процессу расслоения общества. Среди «людинов» и «смердов» стали выделяться «вои», наделенные особыми привилегиями. Семьи были патриархальными. «Муж» занимал высшую ступень среди «людей». Женщины и дети входили в группу под названием «челядь». На нижней ступени были «сироты», «холопы» «убогие», «скудные», «нищие». Ступенью ниже были «рабы», в основной своей массе пленники.

Плюсы и минусы концепции военной демократии

суть военной демократии

Эпоха военной демократии полна противоречий. С одной стороны, сохранялись родовые ценности, поддерживался девиз «один за всех, и все за одного». С другой стороны, это эпоха разложения ранних родовых ценностей, появления первого расслоения общества: социального, экономического и гендерного. Люди впервые столкнулись с тем фактом, что у них нет равных прав и обязанностей.

В эпоху военной демократии появляется наиболее сложная, противоречивая черта эпохи – это первый общественный идеал. Под ним выступала личность с такими качествами, как честолюбец, грабитель, насильник, убийца. Одновременно с этим он был бесстрашным воином, решительным вождем и бескорыстным защитником своих сородичей.

Совершенствование производства становилось причиной усиления неравенства, противостояния групповых и личных интересов. Военная демократия, является формой военной диктатуры.

Положительной чертой периода можно назвать начало формирования постоянного войска. Заключение военных союзов с другими племенами способствовало формированию «внешних отношений».

Явление «вождизма» стало предпосылкой отношений классового неравенства. Оно знаменовало переход к государственности у многих народов, начиная от индейцев и заканчивая народами Дальнего Востока. Военная демократия не получила развития лишь в обществах Полинезии и тропической Африки.