История создания

20-е годы XX-го столетия были для С.А.Есенина, творившего в это время, самыми плодотворными. Исследуемое стихотворение вышло из-под пера поэта в 1925 году. Это был период творческого расцвета, когда автор написал самые известные свои произведения: поэмы и поэтические зарисовки. Есенин будто бы спешил, старался успеть сделать как можно больше. Он вёл активную жизнь, много ездил по стране и, конечно, не забывал родную деревню в Рязанской губернии. После очередного посещения любимых мест на свет появилось новое стихотворение.

Тема стиха

Ведущей темой всего творчества Есенина является тема Родины. В рассматриваемом стихотворении звучит любовь к крестьянской России. Поэт бесконечно рад посетить поля и луга, лесные опушки и речные берега. Он гордится своей сопричастностью с сельским миром, который не похож на тот, в котором он существует в городе.

Как и в других произведениях поэта этого периода, здесь звучит мотив дороги. Она ведёт лирического героя туда, где ему хорошо, где он может отдохнуть душой.

Эта дорога объединяет автора со «всяким русским человеком», в этом он видит единение, общность с соотечественниками, которые остались на Родине.

Жанр и композиция

По жанру стихотворение можно отнести к лирическим зарисовкам. В нём показано эмоциональное состояние героя, который выражает чувства автора. Здесь нет философских раздумий, но звучат разные настроения. Автор видит привычные вещи, хорошо знакомые места, не видит в них ничего необычного.

Но чувства его быстро меняются: то это грусть, печаль, то вдруг безудержная радость, удаль, беспечность. А в конце слышится безысходность, предчувствие чего-то страшного: «Эх, гармошка, смерть-отрава!» Что здесь? Ощущение неудовлетворённости жизнью, событиями, которые происходят, разочарование.

Анализируемое произведение – это 7 четверостиший. Его нельзя разделить на смысловые части. Каждый катрен выполняет свою идейную роль.

  1. Первая строфа – погружение в привычную стихию.

  2. Вторая – подведение к сути (дорога).

  3. Третья – детализация: родство с крестьянином.

  4. Четвёртая – простота, отсутствие кичливости по поводу известности, славы.

  5. Пятая – представление любимого края.

  6. Шестая – радость от родства с деревней.

  7. Седьмая – место, где рождаются и пропадают таланты.

В общей композиционной канве обнаруживается, что поэт говорит о любимой деревне и собственных чувствах, человека, который связан с ней кровным родством.

Средства выразительности

Для выполнения полного анализа стихотворения «Мелколесье степь и дали» необходимо отметить языковые средства, которые позволяют автору раскрыть главную идею. Здесь он использует тропы:

  • метафоры: «свет луны», «»звоны осин»;

  • эпитеты: «разливные бубенцы», «звоны мёрзлые», «чахленькую местность»;

  • олицетворение: «зарыдали бубенцы», «слава пропадала».

В тексте присутствуют просторечия (стынь), диалектизмы (звень), фразеологизм (трын-трава), междометие (эх). Есенин использует разнообразный синтаксис: назывные предложения, обращения, восклицательные конструкции. Всё это позволяет ему передать то настроение, которое возникает у лирического героя при посещении любимых мест.

Данное стихотворение С.А.Есенина входит в число классических произведений. Оно включено в золотой фонд русской поэзии XX века.