Кратко об истории создания

Марина Цветаева написала несколько произведений, посвященных ее кумирам: в XX веке это было модной тенденцией, которой следовали многие поэты Серебряного века. Цветаева восхищалась работами А. Блока, наполненными символизмом, хотя при этом она не была близким человеком или другом поэта и видела его всего несколько раз за всю жизнь.

Цветаева работала над циклом произведений, посвященных А. Блоку, в течение нескольких лет с 1916 года. В 1916 году она прервала работу на четыре года, оставив цикл незавершенным, и вернулась к нему только в 1920-ом году, когда увидела выступление своего кумира вживую. А в 1921 году Блок умер, что произвело на Цветаеву глубокое впечатление – будто бы это была ее личная утрата, и поэтесса завершила работу над «Стихами к Блоку» десятью новыми стихотворениями.

Тема стихотворения

Многие поклонники творчества Цветаевой считают, что ее цикл «Стихи к Блоку» был написан после смерти известного поэта, хотя это не так. В своих собственных произведениях поэтесса выражает восхищение стилем кумира, но при этом практически не обращается к нему лично. При этом она нигде в цикле не обращается к Блоку напрямую: о личности ее кумира можно догадаться лишь по косвенным признакам.

Жанр и композиция

При анализе «Стихов к Блоку» Цветаевой цикл произведений можно отнести к лирическому жанру. Эти стихотворения – обращение к определенному человеку, в котором выражается восхищение им.

Также можно отнести произведение к жанру послания, так как автор неоднократно употребляет в нем слово «твоё», подразумевая, что она скорее делится своими чувствами не с читателями, а с тем, о ком написаны стихотворения. При этом она не ждет ответа на свое обращение.

Поскольку в цикл входит несколько произведений, мы не можем четко описать какую-то одну композицию. Однако мы выделим несколько тенденций, характерных для композиционного построения всех стихотворений в цикле: поэтесса всегда начинает обращение к кумиру с нейтральных образов, потом – переходит к драматической части, где делится своими чувствами, а в финале снова возвращается к спокойной, но все же несколько печальной развязке.

Средства выразительности

Главный художественный прием, который мы видим в «Стихах к Блоку» — это метафора. Поэтесса, например, называет имя своего кумира «птицей в руке» и «льдинкой на языке». Также она использует эпитеты для того, чтобы сделать образы лирического произведения более яркими и понятными для читателя: «громкое имя», «нежная стужа».

Марина Цветаева никогда не испытывала к своему кумиру романтичных чувств, но, несмотря на это, она посвятила ему несколько произведений, наполненных драматизмом и признаниями. Поэтесса уважала творчество своего кумира и восхищалась им так глубоко, что оно затрагивало все самые дальние уголки ее души. Сам Александр Блок, скорее всего, не подозревал, насколько сильное воздействие он оказал на Цветаеву и как неосознанно помогал ей сохранять вдохновение даже в самые сложные периоды жизни.