История написания

Произведение Я убит подо Ржевом анализ создано через год после окончания второй мировой войны. В нем отражены впечатления автора-фронтовика. Будучи корреспондентом военной газеты, Александр Трифонович вел репортажи с мест событий, прославлял подвиги русских солдат и офицеров. Боль о погибших не давала покоя поэту, ведь матери, жены, сестры не перестали и после Победы оплакивать своих сыновей, мужей, братьев, не вернувшихся из грозной пучины.

Тема стихотворения

В произведении говорится о герое, погибшем во время войны. Главная тема: светлая память и вечная благодарность за счастливую жизнь без разрывов бомб и свиста пуль над головой.

Жанр и композиция

Литературоведческий анализ стихотворения Я убит подо Ржевом позволяет сделать вывод о жанре текста. Это собственно лирическое стихотворение, герой которого служит формой выражения авторского сознания.

Композиция: 45 четверостиший с перекрестной рифмовкой.

Размер стиха: хорей.

Повествование ведется от первого лица, от самого погибшего фронтовика-героя, причем он представляет все ушедшее старшее поколение.

Структура:

  • констатация факта гибели,

  • отсутствие воспоминаний о моменте смерти,

  • речь о том, что он не был награжден при жизни;

  • описание места после гибели;

  • невозможность забыть ушедшего;

  • на безымянную могилу и мать даже не может прийти:

  • для погибшего летом 1942 г. нет ничего нового,

  • воспоминание о Сталинграде;

  • герой не знает, отстояли ли наши войска Ржев;

  • ему неведомы события на Среднем Дону;

  • опасение, что к осени Дон был взят противником;

  • отрицание даже возможности победы врага;

  • павшие спокойны за будущее страны и рады, что они погибли не зря;

  • невозможность вернуться в строй;

  • вечной памяти не надо завидовать;

  • прах ушедших принадлежит чернозему;

  • героям на том свете медали не нужны, они необходимы живым;

  • погибшим важно знать, что их смерть не была напрасной;

  • обращение к воинам, сражавшимся после лета 1942 г., в надежде, что они отстояли нашу землю;

  • страшна кара мертвых;

  • о том, что не все солдаты были похоронены;

  • они не хотели умирать;

  • предположение, что советские войска дошли до Берлина;

  • надежда, что не отдано врагу ни пяди земли;

  • о надежном тыле, его тружениках;

  • о Смоленске и иных рубежах;

  • сожаление о том, что мертвые не могут встать, чтобы увидеть результаты победы;

  • хвала погибшим, воспевание их подвигов;

  • обращение к братьям-солдатам с просьбой, чтобы не забывали о тех, кто уже не придет;

  • герой спрашивает выживших, как сложилась их дальнейшая судьба;

  • завещание советским людям быть счастливыми, беречь родину и хранить память.

Средства выразительности

Поэт использует различные изобразительно-выразительные средства:

  • эпитеты (жестоком, страшен, безгласном);

  • метафора (пламень сердца);

  • олицетворения (овладел – о черноземе);

  • инверсия (в предложениях преобладает обратный порядок слов).

Автор употребляет фразеологизмы: ни дна ни покрышки; ни петлички, ни лычки.

Произведение о Великой Отечественной войне написано поэтом правдиво, доступно. Оно включено в школьную программу, то есть все поколения проходят через чтение, изучение данного стихотворения.