История создания

Стихотворение написано в период второй эпидемии холеры в России, в 1831 году. В это время Василий Жуковский был учителем сына императора Николая II. Царская семья переехала на карантин в Царское село (ныне город Пушкин, Ленинградская область). Жуковского поселили в Александровском дворце.

Это произведение – вольный перевод творения немецкого литератора Людвига Уланда.

Несмотря на то, что написано оно в 1831 году, в печати стихотворение появилось только 1871 году. Было опубликовано в журнале «Русский архив».

Тема стиха

Тему единства души человека и природы можно наблюдать во многих стихотворениях Василия Жуковского. Читателю удаётся понять, что, даже переводя чужие стихи, Жуковскому удаётся передать в них русский характер, колорит. Лирический герой наслаждается весенней природой, называет явления, которые наблюдает. Далее он задаёт риторические вопросы, понимая что не может более точно и объёмно изобразить словами всю красоту просыпающегося мира.

Жанр и композиция

Анализ стихотворения «Приход весны» прольёт свет на специфику переводной лирики Жуковского. Произведение написано в жанре лирического стихотворения. Стихотворный размер – четырёхстопный хорей с перекрёстной рифмовкой. Несмотря на свой небольшой размер (6 строк), стих имеет двухчастную композицию.

В первой части даётся статичное описание весенней природы. Как будто автор рисует картину, в этой части нет ни одного глагола, что даёт читателю ощущения статичности.

Вторая часть состоит из двух риторических вопросов, говорящих о том, что к нарисованному пейзажу уже нечего добавить, и вся эта весенняя красота призвана прославлять «жизнь души, весны приход».

Средства выразительности

В этом маленьком произведении можно найти интересные художественные средства:

  • метафоры «рощи трепет», «жизнь души»;

  • эпитет «тёплый дождь»;

  • риторические вопросы – это вся вторая часть стихотворения.

Простота и искренняя торжественность стихотворения «Приход весны» доказывает, что с течением времени идея «невыразимого» всё ещё близка поэту. Он ясно говорит о красоте, которую человек не может выразить «материальным» способом – языком. Остаётся лишь задавать вопросы.