Краткая история создания

Стихотворения Зимняя ночь Пастернак анализ помогает постичь тайны стихосложения автора. Стихотворение написано приблизительно в конце сороковых годов прошлого столетия. Его не опубликовали сразу же отдельно, а включили в текст знаменитого философского романа «Доктор Живаго» как часть дневника центрального персонажа. В России книга о Юрии Живаго стала известна только после 1988 года, так как ее содержание ранее считалось антисоветским и спорным. Автор при жизни был подвергнут гонениям. В настоящее время роман изучается в средней школе, что является бесспорным свидетельством его признания на государственном уровне.

Тема и настроение

Литературный анализ стихотворения зимняя ночь пастернак интересен и своеобразен.

Тема: изображение души, взаимосвязи природы и человека. Произведение проникнуто лиричностью, нежностью, тонким восприятием действительности. Настроение спокойное, констатирующее, философское. Преобладает спокойный эмоциональный фон, располагающий к размышлениям. Вместе с тем читателя не покидает чувство легкой естественной взволнованности (4-7 строфы).

Жанр и композиция

Жанр определяется как элегия: лирическое повествование о движении души, переданное посредством описания метели и горящей свечи как символа жизни.

Композиционно стихотворение состоит из восьми строф, в каждой из которых по четыре строки. Рифмы перекрестные (первая строка созвучна третьей, а вторая – четвертой). Первое четверостишие вводит читателей в мир лирики. Далее к развитию действия добавляется описание метели, которую лирический герой воспринимает со стороны, глядя на нее из окна дома.

Кульминационный момент содержится в шестой строфе, когда поэт пишет о том, что предметы пропадают в стихии. В развязке все возвращается на исходную точку: на улице - метель, в квартире на столе горит свеча.

Средства выразительности

Анализируемое стихотворение содержит большое количество изобразительно-выразительных средств.

Тропы:

  • эпитеты (озаренный, в снежной),

  • олицетворения (терялось, ложились, лепила),

  • метафоры (судьбы скрещенья, воск капал слезами, жар соблазна),

  • сравнения (как мошкара; как ангел),

  • гипербола (по всей земле, во все пределы).

Фигуры:

  • антитеза (метель – свеча),

  • инверсия (большинство предложений начинается не с подлежащего),

  • повторы слов (свеча, метель, скрещенья).

Также необходимо отметить, что автор использует значительное число глаголов (вздымал, горела, падали, капал), включая безличные прошедшего времени (мело, дуло). Этот прием придает тексту динамичность. Имен прилагательных и причастий в стихотворении очень мало, что в целом характерно для лирики Пастернака, так как он мастер метафоры, а не эпитета.

Лирический герой обладает ранимым сердцем и впечатлительной душой.

Замечательное стихотворение талантливого поэта советского периода трогает душу. Оно прекрасно своей глубиной, новизной и оригинальностью. Прочитав произведение, хочется обратиться к страницам эпопеи, чтобы полнее ощутить внутренний смысл всей книги.