что такое ассонанс в литературе

Фоника в стихосложении

Звукопись или инструментовка была знакома поэтам уже в Древней Индии. С повторениями тех или иных звуков они связывали различные поэтические стили. Это выразительное средство опирается на повторение гласных и согласных звуков, ударных и безударных слогов. В современной поэтике звукопись считается просто литературным приемом и подразделяется на четыре основных вида:

  • повтор конкретного звука;
  • повтор звуков, близких по звучанию;
  • использование контрастных звуков;
  • разные последовательности звуков с одной интонацией.

Такие приемы придают стиху ритмичность, объем и симметрию. Они могут быть как общепринятыми, так и авторскими.

Кроме того, иногда с помощью этих приемов передаются нелексические звуки, например, свист ветра, плеск воды или шум листьев на ветру, что позволяет добиться эффекта присутствия.

Литературный ассонанс

Ассонансом называют повторение в тексте отдельных гласных или их сочетаний, меняющее мелодику звучания. Применительно к стихам ассонансом называют неточную рифму, которая выражается лишь в совпадении звучания отдельных слогов в словах, в то время как остальные слоги сходны лишь приблизительно. Ассонация используется в следующих областях:

  • поэзия;
  • проза;
  • реклама;
  • поп-музыка;
  • фольклор.

 ассонанс это в литературе

Чаще всего определение применяется в широком смысле, но наиболее показательными будут поэтические примеры. Если поэзия XIX века требовала строго придерживаться рифмы, то с началом Серебряного века в литературе отношение к стихосложению стало свободнее. В строке «Марш, марш — машем флагом, маршируем на парад» содержится яркий пример ассонанса, ведь точная рифма отсутствует, но повторение гласного звука «а» придает ей поэтичность.

Кроме того, текст становится выразительнее и приобретает окраску эмоционального подъема и всеобщего единения. Ломоносов считал, что разные гласные звуки помогают выражать различные эмоции.

Фонемы «о», «у», «ы», по его мнению, несли негативную окраску боли, зависти или гнева. Звуки «е», «и», «ю», напротив, выражали чувство нежности и были созвучны ласке.

Хороший пример передачи полноты эмоций, захлестывающей радости от самого факта своего существования можно найти в творчестве известного поэта Серебряного века Александра Блока:

О, весна без конца и без краю —

Без конца и без краю мечта!

 ассонанс примеры

В этом отрывке явно прослеживается повторение гласного звука «а». Именно он придает строчкам нужную окраску и заставляет сопереживать автору.

Бывает оправдано применение ассонанса и в прозе, но в поэзии его выразительная сила значительно выше. Популярен такой способ псевдорифмовки и при написании текстов песен. Когда мелодика языка накладывается на музыку, отсутствие рифмы полностью нивелируется.

Этот прием популярен не только у профессиональных литераторов. В прикладных областях, например, в маркетинге, его используют для повышения запоминаемости рекламных слоганов.

Ассонансом пронизано народное творчество: пословицы, песни, частушки и сказки. Здесь важнее содержание и звучание, а не форма. Именно повторение гласных делает тексты популярных песен такими привязчивыми.

Но пользоваться подобным способом нужно осторожно: ассонансная перегрузка приводит к тому, что текст становится монотонным и тяжело воспринимается.

Аллитерация — повторение согласных

Не менее выразительным средством литературного языка является аллитерация. Здесь, в отличие от ассонанса, упор делается на ритмичное повторение одинаковых или похожих по звучанию согласных звуков или их сочетаний. Очень часто такой прием встречается в скороговорках и поговорках.

 примеры ассонанса

В первом случае это позволяет лучше развивать дикцию, во втором — придает словам весомость, делает их более запоминающимися. И ассонанс, и аллитерация употребляются в поэзии не только в русском, но и в других языках, например, в английской поэзии. Аллитерация лучше подходит для речи с преобладающим большинством согласных звуков.

Маяковский очень часто использовал этот прием, уходя в своих произведениях от точной рифмовки.

В результате стих у него получался крайне эмоциональными, порой даже напоминающим не поэзию, а лозунг на демонстрации:

Бей, барабан!

Барабан, барабань!..

Барбей!

Барбань!

Барабан!

По словам поэта, он пользовался этим художественным приемом, чтобы подчеркнуть какое-либо важное для него слово.

Чаще всего повторяются именно буквы или сочетания, которые содержатся в словах, выделяемых автором.