Бубнов из На дне: характеристика

Общее описание персонажа

Общее описание персонажа Бубнова

Максим Горький написал пьесу «На дне» в 1901—1902 гг., главными героями произведения являются жители ночлежки, люди, которые оказались «на дне» жизни по разным причинам. Но объединяет их то, что каждый из них — воплощение несчастной судьбы, все они стали жертвами собственных ошибок или несправедливости. И любой из героев не имеет внутренней силы, чтобы вырваться из этого порочного круга и начать новую жизнь.

Одним из героев является Бубнов, который даже в ночлежке проживает в долг, сам он не стыдится собственной бедности, в свете чего его падение выглядит особенно страшным. Горький в репликах самого персонажа и иных героев кратко рассказывает о прошлом этого человека:

  • Это бывший владелец мастерской по обработке меха и кожи.
  • После того как его супруга предпочла ему мастера, решил уйти из дома и семьи, предпочтя жизнь «на дне». Избивал неверную жену, даже задумывался о том, чтобы убить ее, но вовремя взял себя в руки и покинул дом.

Изображен как аморальный, жесткой, равнодушный человек, у которого нет ничего святого, симпатии читателя он не вызывает. Даже когда умирающая Анна просит его вести себя потише, он цинично заявляет, что «шум смерти не помеха».

Отрицательные черты

Цитатное описание в произведении

Позиция героя — сосредоточие аморальности, жестокости и цинизма — была выбрана им сознательно, ведь правда Бубнова в пьесе «На дне» существенно отличается от взглядов всех прочих персонажей, он словно противопоставляется им всем, выступает как герой-одиночка, даже — антагонист Луки.

И если внимательно вчитаться в текст, на время не думая о жестоких словах героя, невольное сочувствие все же пробуждается. Он настолько разочарован в людях, что становится страшно. Само существование человечности, сочувствия, доброты и сострадания герой ставит под сомнение. Поэтому и не готов проявлять по отношению к другим то, с чем никогда не сталкивался сам.

Именно «На дне», среди жителей ночлежки, он понимает, что истинная натура человека становится очевидной именно в такой критической ситуации, когда терять уже практически нечего. Все напускное исчезает, человек перестает притворяться, обнажая свою подлинную сущность, животную составляющую. Культура и развитие общества для этого героя не важны, в речи звучат фразы, свидетельствующие о фатализме, скептицизме и разочаровании героя.

При этом персонаж честен с окружающими и с самим собой, открыто признавая отсутствие у себя совести, его нисколько не смущает то, что все окружающие считают его «мерзким типом», лишенным сочувствия и сострадания. А пассивность во всем не дает этому герою двигаться вперед.

В итоге у читателя складывается ощущение, что совсем слабым человеком назвать его нельзя, все же в «прошлой» жизни Бубнов сумел создать собственное дело, жениться, однако пассивность и разочарование, настолько глубинные и искренние, что у него нет желания с ними бороться, мешают ему победить себя и начать свой путь «со дна» наверх.

Цитатный образ

Прошлое и настоящее героя Бубнова

Возраст героя — 45 лет, это бездомный, который проживает в ночлежке, основанной представителями фамилии Костылевых, он не стыдится своего текущего состояния, прямо говоря о себе «Я — не богат».

Кроме того, о профессии из прошлой жизни читатель узнает из реплик самого персонажа: «Я вот — скорняк был… свое заведение имел». Здесь используется противопоставление двух образом: желтые руки, испачканные краской в результате работы — это знак человека, у которого есть свое дело, у которого есть мечты, а жизнь идет по определенному руслу. А грязные руки — это признак человека, который упустил все возможности, разучился мечтать и целиком полагается на милость судьбы. Его жизнь бессмысленна, злость пожирает его изнутри, поэтому этот человек несчастен, причем сам себя таковым делает.

Герой так описывает свою жизнь после измены жены: «-либо отравят меня, либо еще как со света сживут. Я было — жену бить… а мастер — меня… Очень злобно дрался!» Страх за собственную жизнь и стал причиной того, что герой начал новую жизнь в ночлежке.

Из высказываний самого героя читатель понимает, что даже в нормальной жизни честным трудом он не занимался, высоко оценивая таланты своего «мастера», умевшего «превращать собак в енотов». Жизненная философия Бубнова гнилая и непривлекательная, его история вызывает и осуждение, и сочувствие, связанное не с тем, что жизнь была несправедливо жестока к нему, а скорее с тем, что в мире существует настолько дурной и аморальный человек, для которого нет ничего святого.

 Значение для выражения авторских мыслей

Несмотря на то что у Бубнова есть работа — он картузник, занимается изготовлением шапок, он не платит за жилье, живя в долг. Ему не стыдно перед Василисой, которая упрекает его, этим герой отличается от того же Барона, которого его текущая жизнь гнетет и заставляет страдать. Бубнову безразличен размер долга, поэтому напрашивается вывод, что оплачивать он ничего не собирается, описывая себя как пьяницу: «Запой у меня, видишь ли… Я еще — ленив я».

Такова краткая цитатная характеристика персонажа, в его собственных словах возникает его образ, лишенный какой-либо привлекательности. Его жизнь бессмысленна, история прошлого показывает, что даже в нормальной среде это был очень дурной человек, лишенный внутренней красоты. Он уродлив снаружи и изнутри, его образ Горький не стал раскрашивать яркими красками, предпочитая в речевой характеристике выразить всю глубину его характера.

Значение в ткани произведения

Жизненная позиция Бубнова

Речь героя проста, афоризмов и красивых, берущих за душу мыслей и идей в ней нет, он говорит о себе с пугающей откровенностью, в этом, пожалуй, его единственная положительная черта. Герой понимает свое несовершенство, однако не делает ничего, чтобы стать лучше. Его вполне устраивает его существование «на дне», среди обитателей ночлежки, которых он презирает и при каждом удобном случае старается задеть и унизить.

Драматург не зря говорит о Бубнове как о «господине», таким образом подчеркивая свое отношение к этому человеку, с мировоззрением которого он несогласен категорически. Но герой значим для выражения авторской мысли: если люди разучатся мечтать, не будут верить в лучшее, то вся их жизнь станет бессмысленной, а сама натура утратит свое богатство и многогранность, сделав человека похожим на безликого и опустившегося Бубнова.

Кроме того, описание персонажа помогает выразить и иные мысли автора:

  • Фатализм как жизненная позиция ведет в никуда. Горький любил сильных и мужественных людей с активной жизненной позицией, готовых к борьбе. А Бубнов — полная противоположность таковым.
  • Внешний вид и речь героя примечательны. С их помощью автор показывает, что грозит человеку, который утрачивает человечность и выбирает позицию равнодушия и цинизма.
  • Но вместе с тем, ситуация небезнадежна, ведь даже опустившиеся жители ночлежки не поддерживают Бубнова, спорят с ним.

Таким образом, отношение Горького к герою становится очевидным: факты из его жизни не вызывают у читателя сопереживания, на что и рассчитывал автор. Цинизм, пьянство и фатализм — причины того, что этот человек едва ли когда-нибудь сумеет вырваться «со дна».

Споры с Лукой

Особенности речи, споры с Лукой

Значение образа Бубнова еще и в том, что этот человек показан автором не примитивным, а достаточно умным, думающим, размышляющим. И хотя с его мнением автор категорически не согласен, герой передает настроение некоторых жителей современной Горькому России, которые не смогли найти свое место в новой жизни и пошли по пути наименьшего сопротивления, выбрав бездействие и пьянство.

Бубнов прям и честен, он никогда не врет, о чем с гордостью заявляет, рассказывая о себе. И в этом он противопоставлен Луке, уверенному, что человека можно и нужно обманывать, но во благо. В результате «спасительная ложь» Луки оказывается губительной, поскольку умирающей Анне становится еще хуже, она утрачивает смирение и начинает страстно хотеть жить, хотя все понимают, что этому не бывать. Бубнов же откровенен, прямо говорит людям об их будущем, чем также больно ранит их.

Противопоставляются также и речевые особенности персонажей: Лука говорит цитатами, в его речи звучат афоризмы, поэтому иногда смысл его изречений непонятен. А особенность речи Бубнова в том, что она проста и бесхитростна, он отказывается от сложных предложений и вычурных конструкций, от излишней эмоциональности. Даже собственный уход из дома и привычной жизни он описывает равнодушно и спокойно.

А позиция Горького такова: говорить нужно только правду, однако любым высказыванием должна руководить совесть. Он негативно относится к своему герою, но признает, что подобных людей довольно много. Не обделенный талантами, он позволил внешним обстоятельствам взять над собой верх из-за внутренних слабостей. Попасть на «дно» оказалось просто, а вот выбраться оттуда конкретно для этого картузника едва ли окажется возможным.