Эпифора и анафора как фигуры художественной речи

Определение с пояснениями

Чтобы дать определение эпифоре, следует обратиться к фигурам художественной речи. Под этим термином понимают необычные обороты и построение текста, к которым прибегают писатели для усиления художественного слова. Наряду с анафорой, инверсией, усилением слова, симплокой, выделяется эпифора. Слово греческого происхождения переводится как «повторение».

В литературе эпифора — дублирование одних и тех же речевых конструкций в конце фраз с целью усиления художественной речи. Оно противоположно анафоре — повторению слов и их оборотов в начале высказывания. Оба приема широко используются для выделения основного смысла высказываний. Например, эпифоры в стихотворении Сергея Островорова:

Первое слово ребенок сказал

: — Мама!

Вырос. Солдатом пришел на вокзал.

— Мама!

Вот в атаке на дымную землю упал.

— Мама!

Встал. Снова пошёл. И губами к жизни припал.

-Мама!

Наряду с диафорой, эпифора является разновидностью метафоры. Повтор идентичных частей в конце предложений, глав, сток или абзацев носит функции:

  • создание эффекта кульминации;
  • украшение произведений;
  • придание эмфатического ударения определенной части выказывания;
  • создание эффекта предположительности.

Распространенные виды

Определение терминов, значение в русском языке и литературе

Выделяют несколько видов подобного стилистического приема. Их использовали многие русские и советские авторы (Лермонтов, Есенин, Маяковский), продолжают применять в своем творчестве современные писатели. Классифицируют стилистический прием следующим образом.

Грамматическая эпифора. Встречая в конце строк повторы одинаковых звуков, многие говорят об идеальной рифме. Это является определением грамматической эпифоры, с большим успехом применяемой классиками и авторами нового времени. В завершении смежных строк применяются словоформы или звуковые ряды. Прием популярен при написании стихов для малышей:

Зорок взгляд совиный,

Видит след звериный.

Тонок слух совиный,

Слышит писк мышиный. (И. Батый)

Лексическая. Дублирование слов на конце речевого отрезка особенно характерно для русских народных и эстрадных песен. Примером в литературе служит стихотворение А. С. Пушкина о талисмане и произведение М. Гаспарова:

Силы даны мне судьбой,

Удача дана мне судьбой,

И неудача — судьбой;

Всё … вершится судьбою.

Риторическая. Это повтор катренов в стихотворении, когда первое четверостишие берется за основу последнего. Оно может звучать без изменений или с некоторыми речевыми перестановками. Прием также распространен при написании песен (например, про веселых гусей — «один серый, второй — белый»). Риторика также свойственна эпосу. Подобный жанр издревле украшал былины, сказки, легенды («жили-были», «волей-неволей» и другое).

Прием в поэзии, литературе и жизни

Подобный лингвистический прием часто используется в литературе. Владея им, можно писать более интересные сочинения, эссе, рекламные слоганы. Из определения эпифоры следует, что она украшает предложения повторениями звуков, усиливает оттенки речи, эмоциональность и экспрессию. Благодаря этому часто подобную стилистическую фигуру выбирают поэты. Например:

Я знаю точно, абсолютно точно,

Что нам с тобой не стоит говорить.

Уже расстались — связь была непрочной,

Не прочной, а порочной, может быть…

В стихотворном примере хорошо заметна игра слов. В начале четверостишья есть ощущение уверенности («я знаю «), а в конце оно содержит частицу «не», указывающую на раздумья. Это пример «единоконечия».

Реже эпифоры встречаются в прозе по причине того, что их можно принять за тавтологию. Повторы слов не красят текст, однако некоторые писатели умело используют подобный литературный арсенал. Например, в творчестве Гоголя эпифоры — довольно частое явление:

Фестончики, кругом фестончики. Пелеринка из фестончиков, фестончики и на рукавах, из фестончиков эполетцы, фестончики внизу, фестончики везде.

Виды эпифоры, примеры из прозы

В знаменитой фразе из «Мертвых душ» автор буквально кричит о том, как ему не по нраву подобные декоративные элементы. Его раздражение по этому поводу буквально ощущается читателем.

В разговорной речи эпифоры используются не так часто, как в книгах. Например, обращение к отчаявшемуся другу: «Ты сможешь, ты, конечно же, сможешь все это преодолеть!». Оно заменяет более витиеватую речь: «Я верю, что ты справишься, у тебя много сил. Сконцентрируйся на успехе, забудь о трудностях, сумей выбрать верный путь». При этом эпифора выглядит более эмоциональной, лаконичной и убедительной.

Другие примеры выражения из жизни:

  • «Я всегда это помнила, и ты помнил, и мы оба помнили».
  • «За жилье — плати, за учебу плати, хочешь быть здоровым — опять плати».
  • «У кошки острый коготь, у кошки острый глаз».
  • «Мы построим наш милый тихий дом, мы построим рядом беседку, разобьем сад, и будем счастливы».

Литературные примеры

Примеры эпифоры можно найти в сюрреалистических, фольклорных текстах или произведениях, которые стилистически к ним приближены. Их общий признак — единство концовки. Познакомиться с приемом позволяют такие отрывки из стихов, пьес, рассказов, романов:

  1. Это есть художник Альтман, очень старый человек. По-немецки значит Альтман — очень старый человек. (Осип Мандельштам)
  2. Ведь звезды были крупнее, ведь пахли иначе травы, осенние травы.(А.А. Ахматова)
  3. Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь. (В. В. Маяковский)
  4. «Бедный родственник — всегда дальний родственник» (Б. Шоу)
  5. Весну заклинати, заму провожати, рано-рано зиму провожати.

Явление в рекламе

Эпифора в рекламе, стихах, обычной жизни

Рекламные тексты — особый вид творчества, в котором существуют свои градации, приемы и правила. В нем нередко используют фигуры художественной речи с целью усиления высказываний. Эпифоры позволяют рекламодателям емко и красиво выражать мысли, что ценится в рекламном бизнесе. С их помощью можно акцентировать внимание на важных деталях и привлечь внимание целевой аудитории. Повторы слов создают ритм, позволяют несколько раз упомянуть название и достоинства рекламируемого товара.

Рекламные слоганы и фразы с привлечением эпифор легко запоминаются, со временем становятся крылатыми:

  • порошок Ariеl — «Не просто чисто, а безупречно чисто»;
  • чай «Майский» — «Майский чай — любимый чай»;
  • AMD — «Вдохнови меня, удиви меня, AMD меня»

Анафора как противоположность

Анафора — повторение одинаковых слов и морфем в начале предложений. Этот прием делится на несколько видов, каждый из которых находит применение в литературных произведениях. Анафору кратко классифицируют таким образом:

Анафора, значение

Использование эпифоры в литературе

  1. Звуковая. Отличается повтором одинаковых звуковых сочетаний: «Унесло время все неважное, уняло душевную боль».
  2. Морфемная. Дублирование морфем или частей слов: «Златовласую принцессу, златоглавого коня».
  3. Лексическая. Повторение слов: «Не напрасно она ждала, не напрасно готовилась».
  4. Синтаксическая. Дублирование словесных конструкций: «Хотелось бы со всеми ладить, имелось бы что передать, желалось бы прощать не глядя, умелось бы всё забывать…»

Выразительность тексту может придать также аллитерация — повторение одинаковых согласных. Например, «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой». С этой целью используется повторение гласных звуков (ассонанс), тропы (слова и обороты в иносказательном значении), параллелизм (тождественное построение отрезков текста), а также эпифраз (добавочные уточняющие предложения).

Рассмотрев значение и примеры эпифоры, можно обобщить, что этот литературный прием является особой фигурой речи, заостряющей внимание на экспрессивно-эмоциональном окрасе произведений. Благодаря ему и противоположности (анафоре) можно украсить свою речь и сочинения, сделать их более живыми и искренними.