Это был сложный переход, в ходе которого изменилась идеология страны и жизненный уклад россиян. Испытываемый людьми кризис веры, духовности и совести нашел отражение в искусстве – и в литературе в первую очередь.

На рубеже XIX-XX веков поэты серебряного века отличались многообразием творческой индивидуальности и в своих произведениях отражали сомнения и неоднозначное отношение к переменам, которые были свойственны не только русским людям, но всему европейскому сообществу.

Что такое Серебряный век

В отечественной литературе был Золотой век (он называется так несмотря на то, что по продолжительности занимал значительно меньше времени). Этот период проходил в первой трети XIX века, и к нему относились такие известные авторы, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. М. Достоевский, Н. В. Гоголь. Большая часть классических произведений русской литературы было написано как раз в этот период. Поэтическое направление называлось Золотым веком русской поэзии, а его авторов – поэтами пушкинской поры.

Чуть меньше, чем через 100 лет, начался новый значимый период для русской литературы. Он получил название Серебряного века и продолжался с 1890-ых годов и до Гражданской войны (1917 год). Некоторые литераторы полагают, что Серебряный век русской поэзии завершился в 1930-ых годах.

Как мы уже писали выше, в историческом развитии России на рубеже XIX-XX веков произошел перелом. Поэты Серебряного века в своих произведениях писали о том, как люди реагируют на происходящие изменения, чего ожидают и чего боятся. Вместе со свержением монархии жизнь россиян сильно изменилась, и эти изменения и развивающийся революционный кризис находили отражение в творчестве.

Поэты Серебряного века русской поэзии

Поэты, которые творили во время Серебряного века, осознанно создавали новые литературные направления. У каждого из них была собственная идеология и художественные принципы, используемые в произведениях.

Список поэтов Серебряного века, получивших наибольшую известность и признание в качестве приверженцев определенного литературного направления:

  • К. Д. Бальмонт;

  • З. Н. Гиппиус;

  • А. А. Блок;

  • А. А. Ахматова;

  • Н. С. Гумилёв;

  • О. Э. Мандельштам;

  • В. В. Маяковский;

  • С. А. Есенин;

  • А. Б. Мариенгоф.

Далее мы подробнее поговорим об их творчестве и направлениях, в которых они писали свои произведения.

поэты 20 века

Литературные направления 20 века

Главное направление литературы Серебряного века – это символизм. В диалоге и борьбе с ним возникают акмеизм и футуризм. Также в этот период отдельным направлением можно выделить имажинизм, но оно возникло уже в 1918 году. Поэтому литераторы спорят относительно того, был ли имажинизм частью Серебряного века или возник уже после того, как этот период закончился (его хронлогические рамки все же весьма условны).

Символизм

Хронологические рамки: 1890-ые гг. – 1910 г.

В конце XIX века в обществе набирали популярность прогрессивные идеи, критикующие устоявшийся уклад жизни россиян. Население все больше было недовольно действующим социальным делением и монархией в принципе, а потому в стране нарастали волнения. Творческой реакцией на это неспокойное время и моральный кризис стал символизм в литературе.

Изначально символизм возник во Франции, но русские авторы несколько его переосмыслили. Основные характеристики русского символизма:

  • размышления на тему глобальных философских вопросов;

  • материальный мир рисуется как маска, через которое прослеживается что-то потустороннее;

  • нет логического раскрытия темы, вместо него – символика чувственных форм;

  • общение к «тайным смыслам» через вещественный мир.

Среди поэтов 20 века, творивших в этом направления, выделяются «старшие» (прежде всего они обращались к эстетическому восприятию) и «младшие» (обращались к философско-религиозному восприятию) символисты. К «старшему» направлению относятся Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонт, к «младшему» - А. А. Блок, В. И. Иванов, А. Белый.

русские поэты серебряного века

Футуризм

Хронологические рамки: 1909 г. – 1920-ые гг.

С 1909 г. в России начали появляться «поэты будущего». Им не нравилась предыдущая литературная эпоха. Ранее использованные художественные приемы они считали устаревшими и не подходящими для нового времени, в котором появились значимые достижения технического прогресса.

Основные характеристики литературного футуризма:

  • разрушение культурных стереотипов;

  • в нагромождении слов поэт выражает свои мимолетные и неуловимые ощущения;

  • отказ от синтаксиса и строфики;

  • появление новых слов;

  • схожесть с телеграфным текстом (ощущение, что стихотворение было надиктовано очень быстро – в этом выражалось стремление автора рассказать о своих сиюминутных и стремительно изменяющихся чувствах).

Также футуризм призывал к мировой революции. Обращения, с которым авторы высказывали свои позиции, нередко шокировали читателей.

Самые известные поэты-футуристы Серебряного века – это В. В. Маяковский, В. Хлебников, И. Северянин.

Акмеизм

Хронлогические рамки: 1910 г. – 1940 г.

Акмеизм является практически полной противоположностью символизма. Поэты, которые работали в этом направлении, предпочитали ясный взгляд на мир, а туманные образы и символы были им чужды. Тем не менее, они не отрицали, что окружающая действительность может быть грубой» и не всегда приятной, но они все равно старались найти в ней что-то прекрасное.

Основные характеристики акмеизма:

  • отказ от мистики, призыв взглянуть на реальный мир;

  • принятие окружающей действительности такой, какая она есть;

  • поэтизация мира;

изображения человека настоящими эмоциями и чувствами, которые он испытывает.

Самыми яркими представителями акмеизма являются следующие русские поэты Серебряного века: А. А. Ахматова, Н. С. Гумилёв, О. Э. Мандельштам. Они также называли себя «адамистами», отсылая к библейской фигуре Адама – первого человека, давшего наименование всему, из чего состоял окружающий его мир.

поэты серебряного века список

Имажинизм

Хронологические рамки: 1918 г. – 1924 г.

Представители этого литературного направления считали, что главное – это создать в своем творчестве определенный образ, который будет необычным для читателям, шокирует его и даст ему возможность сформировать ясное представление о тех или иных вещах.

Основные характеристики имажинизма:

  • попытка разработать уникальную классификацию образов;

  • метафора – основа творчества;

  • эпатажные и анархические мотивы;

  • скандальные выходки авторов для привлечения внимания к своему творчеству.

Известные последователи имажинизма: Н. Д. Вольпин, С. А. Есенин, Г. Л. Владычина, А. Б. Мариенгоф.

По большому счету, Серебряный век стал последним именно для русской поэзии. После его окончания все люди искусства стали уже советскими, а не русскими. Литература стала подвергаться жесткой цензуре, что останавливало ее развитие, и какую-то относительную свободу получила уже после смерти И. В. Сталина в 1953 году. Некоторые литературы называют послесталинское время Бронзовым веком русской поэзии.