Комедия «Как важно быть серьёзным»

Выдумки главных героев

Действие разворачивается в квартире молодого аристократа по имени Алджернон Монкриф, а также в огромном поместье его приятеля Джека Уординга. Главный герой ожидает прихода своей тётки леди Брэкнелл и её дочки Гвендолен. Скучая, он беседует с лакеем Лэйном на философские темы. Вдруг к нему приходит старый друг Джек.

Аристократ по имени Алджернон Монкриф

В процессе их общения выясняется, что оба мужчины разыгрывают одинаковую игру, только каждый называет её по-своему. Уординг, желая отдохнуть от семьи, заявляет, что ему нужно посетить младшего брата Эрнеста, с которым постоянно что-то случается. Что касается Алджернона, то в подобных случаях он обычно рассказывает о мистере Бенбери из деревни, у которого плохое здоровье.

Главные герои — неисправимые эгоисты, и они это понимают. Тем не менее, несмотря на это, они часто упрекают друг друга в безответственном отношении к жизни и инфантильном поведении.

Джек рассказывает приятелю, что неравнодушен к Гвендолен, однако он всё не может набраться храбрости, чтобы признаться избраннице в любви. Приходят дамы, леди Брэкнелл согласна на брак, она активно интересуется финансовым положением родственников Джека. Он рассказывает, что является найдёнышем. Его отыскали на вокзале в одной из камер хранения.

Через время женщины уходят, однако вскоре избранница Джека возвращается, желая записать адрес поместья Уординга. Эта информация пригодится Алджернону, которому удалось подслушать разговор. Он мечтает познакомиться с Сесиль, симпатичной восемнадцатилетней воспитанницей Джека. Мужчина не одобряет их встречу, так как считает своим долгом уберечь подопечную от подобных встреч.

Разоблачение мужчин

Джеку и Алджернону наскучила ложь, и они собираются «избавиться» от вымышленной родни. Друзья понимают, что мистер Бенбери и брат Эрнест давно уже стали для них большой обузой.

Монкриф и Сесиль

Монкриф отправляется в поместье к приятелю, однако тот отсутствует. Зато дома его воспитанница Сесиль. Она скучает над учебниками. Ей не раз приходилось слышать о родственнике Уорнинга, который постоянно вляпывается в неприятности. Она признаётся, что даже успела влюбиться в него и мысленно обручиться. Алджерон врёт девушке, что он и есть Эрнест.

Между ними вспыхивает любовь. Всё происходит именно так, как и рисовала себе в голове Сесиль. Вдруг приходит Джек, он в плохом настроении. Собрав волю в кулак, он оповещает всех присутствующих, что его непутёвый родственник умер. Возникает неразбериха, которую удаётся урегулировать с огромным трудом. Внезапно появляется Гвендолин. Она говорит Сесиль, что помолвлена с Эрнестом.

Так, всё идёт не по плану. Мужчины понимают, что их выдумки разрушены.

Внезапно появляется миссис Брэкнелл, Монкриф рассказывает ей о помолвке с Сесиль, однако вдруг кто-то неожиданно напоминает о служанке мисс Призм. Мать Гвендолин желает с ней познакомиться во что бы то ни стало. Так выясняется, что непутёвая гувернантка много лет назад служила у покойной родственницы леди Брэкнелл и потеряла её маленького сына.

По глупости она положила книжку в колыбельку, а младенца — в саквояж, и забыла о нём. Спустя мгновение Уординг всем показывает именно ту сумку, в которой он был найден на вокзале. Получается, что Джек — брат Алджернона, а его настоящее имя — Джон Эрнест.

Реакция зрителей и критиков

Рассматриваемая пьеса — одно из главных произведений Уайльда. Он написал «Как важно быть серьёзным» по заказу Джорджа Александра. Вначале пьеса включала всего четыре акта, для каждого была выделена отдельная тетрадка. Именно этот вариант произведения писатель представил своим родным. Сегодня сохранилось всего две тетрадки:

  • первая находится в Британском музее;
  • вторая — в Америке.

Писатель Оскар Уайльд

Когда рукописи были проверены, автор передал их на создание машинописной версии, после этого он продолжил работу. От этого варианта сохранилось три акта. Джордж Александр, заказавший пьесу, получил третью версию. Он уговорил автора сократить материал, и 14 февраля 1895 года публика увидела трёхактную версию пьесы. Именно этот вариант и был опубликован. Примечательно, что при написании произведения автор задействовал реальные имена и места.

Зрители отреагировали неоднозначно. Из-за комедийного жанра многие не увидели в пьесе желаемой глубины. Несколько критиков отметили, что это, скорее, драма, нежели комическая опера. Как бы ни было, проблемы, затронутые Уайльдом в пьесе, носят совсем не «лёгкий» характер.

Критики Раби и Уолки отметили, что «Как важно быть серьёзным» — зенит творчества автора. По их мнению, произведение предстаёт перед читателем как нечто идеальное и целостное. Здесь уже не наблюдается тех стилистических шероховатостей, что были свойственны его ранним пьесам.

К несчастью, вскоре после выхода произведения Уайльд был арестован из-за его связи с Альфредом Дугласом.

Легкомысленная комедия для серьёзных людей

Пьеса имеет подзаголовок «Легкомысленная комедия для серьёзных людей», и это отнюдь не случайность. Произведение вышло в то время, когда развивалось буржуазное общество. Тогда серьёзность имела большое значение. Капиталистическую эксплуатацию лицемерно «защищали» словами о морали и свободе.

Критика Джона Рескина

Со временем стали возникать философские течения, служившие оправданием значительных недостатков буржуазного строя. Одновременно с этим капитализм подвергался эстетической критике Джона Рескина, который утверждал, что его рост опасен уничтожением искусства и падением нравственности. На тот момент Оскар Уайльд был студентом, он проникся этими идеями, они оказали существенное влияние на его творческий путь.

В пьесе можно заметить многочисленные парадоксы и эпиграммы. Автор задействует подобные приёмы при описании леди Брэкнелл. Метафоры и эпитеты позволяют придать материалу новые смысловые оттенки, некую яркость и остроту. Следует сказать и о том, что в произведении применяются следующие выразительные средства:

  • гипербола;
  • ирония;
  • сравнение.

Согласно сюжету, фантазия одного человека меняет жизнь всех героев к лучшему: Сесиль влюбляется в Эрнеста, Джон получает возможность развлекаться в городе и т. д. Писателя смело можно назвать представителем философии нереального.

Допустим, если сравнить Джона и Алджернона, станет ясно, что писателю ближе последний, так как он умеет тонко мыслить, демонстрирует изысканные манеры и обожает примерять новые образы. Он не ошибается в предсказаниях, в отличие от прагматичного Джона.

Отзывы читателей

В первый раз я узнала об этой пьесе из последнего сезона «Шерлока», который посмотрела лишь в прошлом году. Я заинтересовалась произведением, однако не настолько сильно, чтобы в ту же секунду начать его искать. Из-за своей врождённой лени я долго не принималась за чтение, сладостно предвкушая, как вскоре непременно узнаю что-то интересное и совершенно новое. В итоге я ознакомилась с оригинальной версией, но, если честно, особого удовольствия не получила. Я ожидала гораздо большего, и даже немного разочаровалась. Возможно, кому-то другому это произведение придётся по душе.

Отзывы читателей

Мне понравилось читать «Как важно быть серьёзным» Оскара Уайльда. Скажу больше, книга стала одним из моих излюбленных произведений. Я посмотрела несколько экранизаций и осталась довольна. Это замечательная комедия, основанная на изумительной игре слов. Если знаете английский, то лучше читайте оригинальный вариант. Так вы получите больше удовольствия. Всё же перевод несколько искажает изначальный смысл. Очаровашка Сесиль — мой любимый персонаж. Одним словом, всем рекомендую для просмотра и прочтения! Пьеса «Как важно быть серьёзным» — творение талантливого автора.

Каждый знает такого драматурга и писателя, как Оскар Уайльд. Я считаю, что этот человек — настоящий гений. Пьеса читается быстро и легко, она заставляет улыбаться и поднимает настроение. Читатель вынужден пребывать в некотором напряжении, настолько запутаны интриги. Однако это нисколько не напрягает, наоборот, усиливает интерес. При прочтении пьесы мне совсем не хотелось с ней расставаться. Можно взять себе на заметку многочисленные цитаты и афоризмы. Если приглядеться повнимательнее, станет ясно, что автор высмеивает общественные устои, правление и нравы того времени.

Читает книгу Оскара Уайльда

Я бы назвал пьесу лёгким фарсом, который мастерски обыгрывает абсурдные ситуации с подменой имён. Автор стремится донести идею о том, что опрометчивые поступки, совершённые ради сиюминутной выгоды, могут иметь самые ужасные последствия. В данном случае героям повезло, так как в дело вмешался его величество Случай, однако на это никогда не стоит уповать. Впрочем, мужчины морочили голову представительницам прекрасного пола во все времена. Пьеса изобилует поучительными моментами, которые можно взять на вооружение. В целом это удачное произведение, которое стоит прочесть.