История создания, анализ и краткое содержание «Маскарада» Лермонтова

Интересные факты о поэме

История создания драмы «Маскарад» Лермонтова так же печальна, как и ее содержание, ведь написанное еще в 1835—1836 годах произведение было опубликовано только в 1842 году, уже после трагической гибели своего создателя. Причин для такого развития событий было несколько, но все они сводились к жесткой цензуре, которая не пропускала эту пьесу в стихах. Найти объяснение столь непривычной строгости можно, ознакомившись со следующими интересными подробностями:

 Описание ключевых персонажей поэмы

  • К моменту написания произведения Лермонтов уже успел познакомиться со всеми «прелестями» светской жизни и присущими ей интригами. Именно получение этого опыта и вдохновило великого поэта на написание «Маскарада».
  • Существует мнение, будто в основе этого произведения лежит реальная история. Одно из косвенных доказательств сводится к тому, что несколько раз супругу главного героя Нину называют Настасьей Павловной с явной отсылкой на персонажа из настоящей жизни.
  • Одним из главных зол произведения является образ маскарада — светского развлечения, популярного в те годы. Не секрет, что подобного рода мероприятия проводились в знатном доме петербургского представителя Василия Васильевича Энгельгардта, поэтому явная демонизация таких празднеств автором априори не могла встретить понимания общества и цензоров.
  • Всего существовало три редакции пьесы, не считая его драматической цензуры, специально написанной Михаилом Юрьевичем, мечтавшим увидеть постановку спектакля по своему произведению. Все три раза труды возвращались автору на доработку с разным пояснением. Так, первая редакция, которая заканчивалась гибелью Нины, была воспринята цензорами чрезмерно страстной, хотя, вероятнее всего, причина крылась в осуждении маскарадов и светского общества в целом. После этого поэту пришлось добавить другую финальную сцену, введя персонаж неизвестного, но и эта его попытка не увенчалась успехом. В итоге Лермонтов решил полностью переработать драму, даже изменив ее название на «Арбенин», но и эта уловка оказалась провальной. Примечательно, что уцелела только вторая редакция произведения и именно ее изучают по сей день.

К сожалению, не сбылась мечта автора и о сценическом продолжении для своего детища, поскольку ни одна петербургская постановка пьесы того времени так и не вошла в постоянный репертуар. И только в 1917 году Мейерхольд дал ей вторую жизнь, поставив «Маскарад» в Александринском театре.

Краткое содержание произведения

 Выделение главных сюжетных линий в поэме Маскарад

Сегодня произведение изучается более широко, чем ранее, и не последнюю роль в этом вопросе играет образ светского общества в драме «Маскарад», срез которого довольно подробно отображает характер главных персонажей — очень колоритных и совсем не похожих на благородные образы, невольно возникающие в сознании, как ассоциация с аристократией. Именно поэтому, помимо ознакомления с основной темой и сюжетом книги, не помешает углубиться в изучение образов ее основных героев.

Главные персонажи

Ключевые персонажи пьесы являются натурами сложными, создавая самое противоречивое впечатление при прочтении. А для того чтобы максимально понять произведение, необходимо изучить характеристики главных героев «Маскарада» Лермонтова, среди которых стоит выделить следующие фигуры:

Краткое содержание «Маскарада» Лермонтова

Главные герои поэмы Маскарад

  • Евгений Арбенин. Главный персонаж, очень богатый и авторитетный в обществе, которое и не догадывается о том, что своим баснословным состоянием он обязан главному пороку — любви к азартным играм. Мало того, в прошлом этот человек познал все прелести разгульной жизни, проводя время в обществе женщин, причем не только свободных, но и замужних, прекрасно зная цену семейным отношениям. Тем не менее уже в зрелом возрасте циничный Арбенин решает связать себя узами брака, впервые в жизни влюбляясь в свою избранницу и начиная верить в то, что жизнь может быть очень хороша.
  • Нина. Юная прелестница из дворянского рода, обладающая очень кротким характером. Именно она становится супругой Арбенина, искренне влюбляясь в своего мужа и страстно мечтая об ответной любви. Но это нетерпеливое стремленье постоянно разбивается о зрелость и сдержанность супруга, который на самом деле не чает в своей жене души, но считает излишнюю демонстрацию чувств неуместной. Примечательно, что Нина скромна и покладиста и в высшем свете. Быть может, именно эта черта характера сыграла с ней злую шутку.
  • Князь Звездич. Еще один персонаж, сотканный из противоречий, способный проявлять благородство и совершать глупые опрометчивые поступки одновременно. Человек азартный, но при этом плохо разбирающийся в людях, он охотно играет и в карты, и с человеческими судьбами, даже не анализируя возможных последствий. Теряется он и тогда, когда эти самые последствия возникают несмотря на то, что его, любимца дам, предупреждает об этом тайная воздыхательница, баронесса.
  • Баронесса Штраль. Интриганка, спровоцировавшая конфликт, закончившийся трагедией. Фигура неоднозначная: то проявляющая страдания и муки угрызений совести, то генерирующая подлость, нарочито выставляя невинную Нину в самом непригодном свете для того, чтобы не запятнать свое имя и не предстать перед светом в непригодном виде. В конце баронесса кается в очернении жены Арбенина, но почему-то не находит правильных слов для того, чтобы донести истину до ее потерявшего от ревности рассудок мужа. Вместо этого она тайно проникает в дом горячо любимого Звездича, чтобы предупредить его о возможной расправе.
  • Шприх. Светский лицемер немецкого происхождения, который ради личных интересов и выгоды готов на всякое. Недаром автор делает упор на такие его внешние характеристики, как «стеклярусные» глаза и злобная улыбка. Вместе с тем в отдельных эпизодах он предстает в качестве очень активного, дружелюбного и общительного человека, хотя все перечисленные качества не вызывают у главного героя особого доверия.

Сюжетная линия поэмы Маскарад

В поэме есть еще два второстепенных персонажа, которые на самом деле играют одну из ключевых ролей. Речь идет о некоем князе Казарине, являющемся связующим звеном для всех героев поэмы, и странном неизвестном, появляющемся в конце произведения. И если важность первой фигуры состоит в том, что с его косвенным участием свет узнает об условном адюльтере Нины со Звездичем, которого не было, то вторую можно смело сравнить с олицетворением возмездия Арбенину за грехи прошлых лет в физической оболочке.

Сюжетная линия

В соответствии со школьной программой ученикам может быть задан пересказ текста или составление сочинения с цитатами на тему рассматриваемого произведения, однако в силу большой загруженности не всегда получается успеть прочитать его целиком. Безусловно, для усвоения материала необходимо изучать «Маскарад» в оригинале, оценив по достоинству авторскую иронию и слог и по максимуму погрузившись в ту эпоху, но в крайнем случае можно воспользоваться читательским дневником-онлайн с адаптированным содержанием.

Поэму «Маскарад», как и любое другое произведение, можно условно разбить на три основные части:

Отзывы о поэме Маскарад

Вывод по произведению Маскарад

  1. Завязка сюжета. Волею судьбы опытный игрок Арбенин, офицер Звездич и Штрих оказываются за одним игорным столом. Звездич позорно проигрывает партию, тем самым выдавая свою неумелость, но Арбенин из жалости отыгрывается за него, спасая тем самым от долговой ямы. Дабы окончательно смягчить ситуацию, главный герой предлагает всем посетить бал-маскарад, проводимый в одном известном доме, даже не подозревая о том, что там же будет присутствовать его жена Нина. На балу некая дама в маске в знак собственной симпатии дарит Звездичу дорогой браслет, который перед этим случайно обронила Нина. Чуть позже в доме у баронессы, которая и закрутила всю эту интригу, сошлись Нина и Звездич. Последний был уверен в том, что именно она подарила ему украшение, хотя Арбенина дает ему отпор. Звездич хвастается Арбенину браслетом, который узнает его и, обнаруживая дома пропажу, теряет голову от ревности и устраивает большой скандал.
  2. Кульминация. Баронесса, увидевшая суть Звездича, решила не открывать себя, спасая свою репутацию за счет оговоренной Нины. Именно она пускает слух о ее измене со Звездичем, информируя об этом Шприха. Сплетни начинают распространяться в свете и доходят до Арбенина, который все это время бездействовал и невыносимо страдал, сомневаясь в вине и в добродетели своей обожаемой супруги. Обезумевший от ярости, он врывается в дом спящего князя и порывается убить его, но так и не совершает его, струсив в последний момент. Тогда он решает наказать Звездича другим способом, садясь с ним за один игорный стол, обвиняя в шулерстве и не принимая предложения о дуэли. Звездич разбит, имя его опорочено. Следом Арбенин решает поквитаться со своей женой, подсыпая ей яд в мороженое. Молодая супруга горит и чахнет на глазах, на что Арбенин отвечает с явной издевкой и насмешками. Нина умирает.
  3. Развязка. Появляется тот самый неизвестный, который обличает убийство Нины и приводит Арбенину все факты, доказывающие ее невиновность. Этот некто обижен на убийцу, так как в свое время он разорил его в карточной партии. В эту мрачную игру мгновенно включается Звездич, преследующий одну цель — вернуть утраченную честь и вновь стать вхожим в высший свет. Арбенин с ужасом понимает, что натворил и бросается к гробу своей обожаемой жены, впадая в настоящее безумство.

В итоге и Звездич, и неизвестный добиваются своего, тогда как жизнь Арбениных является погубленной. Примечательно, что во всех этих страстях и страданиях каждый печется о себе, совсем не думая о несчастной Нине, которая трагически погибла во цвете лет. А ведь именно самолюбие и страх перед осуждением общества, повлекшие за собой целую вереницу неблагоприятных событий, и стали истинной причиной ее смерти.

Основная идея и анализ

Развязка событий в поэме Маскарад

Ознакомившись с основными действиями и главами, необходимо провести краткий анализ «Маскарада» Лермонтова, как вывод о прочитанном. Безусловно, основной идеей жанра является обличение порочности того общества, которое считало себя высшим, ведь оно было напрочь лишено таких основополагающих человеческих качеств, как сострадание, благородство и взаимопомощь. В поэме четко проглядывается, что, вне зависимости от собственного статуса, каждый готов топить другого, чтобы обелиться самому.

Что касается Арбенина, который является главной фигурой произведения, то его главный порок заключался в том, что он требовал добродетели от других, будучи ужасным грешником по натуре. Его любовь к Нине — не что иное, как самолюбие, уязвленное вследствие появления слухов об измене. Давление общества заставляет идти бывшего картежника на самое страшное — убийство жены, которое вдруг показалось ему самым лучшим выходом из сложившейся ситуации.

Неизвестный, как кара, сошедшая с небес для Арбенина за все его прошлые грехи, также мало печется о Нине, явно радуясь такому развитию событий. Причина такого поведения аналогичная — уязвленное самолюбие и жажда отмщения. Именно поэтому в обличительной речи и укорах неизвестного так мало искреннего сострадания молодой погубленной жизни. Но счастлив ли он после совершенного возмездия? Вряд ли…

Пожалуй, единственным счастливцем в этой ситуации оказался Звездич, который был слишком недалеким для того, чтобы осознать весь трагизм произошедшего. Он хотел оправдать свое имя и ему удалось это сделать, благодаря обличению неизвестного, а все остальное для него второстепенно. Вот таким было высшее общество тех лет, и сегодня тоже вряд ли что-то изменилось.