Повесть «Старик и море»

Жизнь и творчество великого писателя

Эрнест Миллер Хемингуэй (21 июля 1899 — 2 июля 1961) был американским журналистом, спортсменом и писателем. Его экономичный и сдержанный литературный стиль, оказал сильное влияние на художественную литературу XX века, в то время как его авантюрный образ жизни и публичный имидж вызывали восхищение у последующих поколений и подогревали читательский интерес.

Хемингуэй создал бо́льшую часть своих работ в период между серединой 1920-х и 1950-х годов. Он получил Нобелевскую премию по литературе в 1954 году, опубликовал семь романов, шесть сборников рассказов и две научно-популярные работы. Три его романа, четыре сборника рассказов и научно-популярные труды были опубликованы посмертно. Многие его произведения считаются классикой американской литературы.

Эрнест Миллер Хемингуэй

«Старик и море» Эрнест Хемингуэй написал в 1951 году на Кубе и опубликовал в 1952 году в литературном журнале «Жизнь». В качестве отдельной книги произведение было опубликовано в том же году в Нью-Йорке и стало последней большой работой автора, опубликованной при жизни.

Выздоравливая от различных старых травм, Хемингуэй страдал от депрессии и лечился от многочисленных состояний, таких как высокое кровяное давление и заболевания печени.

В 1959 году он купил дом в Кетчуме, штат Айдахо, где продолжал сражаться с ухудшением психического и физического здоровья. Именно там ранним утром 2 июля 1961 года он застрелился из своего любимого ружья.

Лучшее произведение Хемингуэя

Первая глава этой повести начинается с того, что старый рыбак Сантьяго возвращается домой без удачного улова. Он беден, спит на газетах в скромной хижине, и ему едва хватает еды. Сантьяго не везёт на рыбалке уже 84 дня.

Старика сопровождал Манолин — мальчик

Сначала его сопровождал Манолин — мальчик, которого он когда-то учил ловить рыбу. Манолин вспоминает, как Сантьяго впервые вывел его на море в возрасте пяти лет. Теперь мальчик помогает Сантьяго, когда тот возвращается уставшим и с пустой лодкой. Он обеспечивает старика едой и заботится о приманках на следующий день.

Родители Манолина запретили ему работать на Сантьяго. Вместо этого они отправляют мальчика в море с более успешными рыбаками. Но он всё ещё симпатизирует Сантьяго и ночью пробирается в его хижину, таща за собой сети старика и принося ему еду. Часто они говорят об американском бейсболе, особенно о Джо ДиМаджио, великом идоле Сантьяго. Однажды Сантьяго уверенно говорит мальчику, что следующим утром он уедет далеко в море, чтобы закончить свою полосу неудач.

Так старик и поступает, уплывая в ту часть моря, где он ещё никогда не был. Там старик забрасывает свои снасти. Около полудня на крючок попадает очень большой марлин — рыба, обитающая в этих краях. Сантьяго не может затащить её в лодку, вместо этого марлин утягивает судно ещё дальше в море.

Проходят два дня и две ночи борьбы между человеком и рыбой, во время которых старик израненными руками сжимает поводок. Из-за ран и мучений, причинённых ему марлином, Сантьяго развивает духовную связь с ним. Старик борется с рыбой, но в то же время разговаривает с ней, и называет марлина своим братом.

На третий день испытания рыба начинает кружить и показывать признаки усталости. Сантьяго, полностью истощённый физически, достаёт свой гарпун и убивает марлина.

Старик привязал рыбу к лодке

Он привязывает рыбу к лодке и направляется домой. Старик считает, что за этот улов он получит хорошую цену и его перестанут называть неудачником. Но кровь, рыбы привлекает акулу. Она нападает на марлина и откусывает от неё большой кусок. Сантьяго удаётся убить акулу своим гарпуном, но при этом он теряет оружие. Следующие две акулы, нападающие на рыбу, Сантьяго убивает ножом, но об третью ломает лезвие.

По большому кровавому следу приплывают другие акулы, а старику не хватает сил, чтобы убить их дубиной, последним оружием на борту. Когда он, наконец, видит спасительный берег, рыба опять подвергается нападению акул, которые оставляют от неё один скелет.

На рассвете четвёртого дня Сантьяго достигает гавани. Он снимает мачту с лодки и несёт её, еле добираясь до хижины, где упав на постель, сразу же погружается в глубокий сон. На следующий день возле лодки Сантьяго собралось множество рыбаков, восхищено обсуждая скелет огромного марлина. Туристы из близлежащего кафе считают его скелетом акулы. Манолин приходит к старику принося с собой газету и кофе. После пробуждения Сантьяго они решают снова ловить рыбу вместе.

История создания

Хемингуэй написал рассказ «О голубой воде»

Ещё в 1936 году Хемингуэй написал рассказ «О голубой воде». Биографы, в значительной степени единодушны в том, что кубинский рыбак Грегорио Фуэнтес и его приключения послужили прототипом для фигуры главного героя — Сантьяго. Изначально Хэмингуэй планировал использовать эту историю (впоследствии ставшей «Стариком и морем»), как часть большой работы, которую он хотел назвать «Морской книгой». Этот рассказ должен был стать третьей частью большого опуса о земле, воздухе и море, который, вероятно, должен был всесторонне отражать социально-критический взгляд Хемингуэя на современную эпоху.

Некоторые аспекты этой запланированной книги можно найти в посмертно опубликованном романе «Острова в потоке».

Произведение Старик и море, в жанре повести-притчи, насчитывающей около 27 000 слов, впервые появилось в 1952 году в августовском номере литературного журнала Life. Из этого выпуска 5,2 миллиона копий были проданы в течение двух дней. Хемингуэй посвятил своё произведение издателю Чарльзу Скрибнеру и редактору Максвеллу Перкинсу.

Книга была опубликована, почти через 100 лет после появления в 1851 году романа Мелвилла о борьбе Ахава с Белым китом. Скорее всего, Хэмингуэй намеренно хотел приурочить свою работу к столетнему празднованию книги о Моби Дике.

Значение и анализ

Старик и Море подымают много философских и социальных тем, которые занимали Хемингуэя как писателя и человека. Экономичный язык написания начальных страниц показывает рутину жизни в кубинской рыбацкой деревне. Урезанное существование рыбака Сантьяго выстроено в элементарном стиле, который столь же красноречиво пренебрежителен, как пожимание плечами мощного старика. Сантьяго знает, что теперь он должен грести «за пределы всех людей» далеко от земли, где будет разыгрываться одна последняя драма, на пустой арене моря и неба.

Повесть Хемингуэя «Старик и море»

Повествование может быть понято как притча о тяжёлом существовании, значение которого не должно подтверждаться исключительно внешними победами и похвалами. Старый рыбак храбро борется за свою тяжёлую жизнь, отмеченную лишениями. Даже если он голоден и теперь его избегают другие рыбаки из-за неудач, старик не теряет уважение к природе, которая выигрывает, в конце концов, забирая пойманную рыбу у старика.

Своей книгой Эрнест Хемингуэй направляет внимание на характеристики персонажей — маргинальных фигур, на тех людей, которые редко стоят на свету. Подробное описание показывает его любовь к этим простым людям. И эта любовь, этот взгляд, писатель хочет передать своим читателям. Он делает это с неукрашенными, точными описаниями внешних и внутренних событий. То что старик несёт тяжёлую мачту в конце повествования — это сравнение с испытанием Иисуса Христа нёсшего крест. Таким образом, рыбак, возможно, проиграл бой, но он не потерял:

  • свою гордость;
  • уверенность;
  • мужество.

Хемингуэй был очарован идеями людей, доказывающих свою ценность, сталкиваясь и преодолевая проблемы природы. Борясь с рыбой, Сантьяго демонстрирует способность человеческого духа переносить:

  • трудности;
  • страдания;
  • боль.

Это также его глубокая любовь и знание моря, в его бесстрастной жестокости и благости, которые позволяют ему преобладать. Основная мысль этой истории то, что запахи крови, истощение старика и страшные смертельные спазмы великой рыбы — противопоставляются ослепительной красоте света и воды, движениям моря.

Некоторые критики в этой повести видят отношения между человеком и богом, но Хемингуэя действует в религиозном и нерелигиозном смысле в отношении ограничений человека и всемогущества природы.

Сам сюжет сначала движется в контексте схемы Хемингуэя, изображающей неизбежную борьбу за существование, описание которой характеризуется сочетанием глаголов и существительных в простых, но стилизованных предложениях. Сантьяго — главный герой в давней традиции героев Хемингуэя со значительными особенностями и моралью, которые представляют взгляды Хемингуэя на жизнь.

С автобиографической точки зрения, Хемингуэй, олицетворяет собственный идеал и принципы фигурой Сантьяго. В борьбе с рыбой старик признаёт свои пределы и принимает их. В старости, как и сам писатель, Сантьяго должен снова и снова доказывать свою силу. Поэтому повествование представляет собой переход героя Хемингуэя от взрослой жизни к старости, когда силы постепенно истощаются.

Анализ и критика

Большинство биографов сходятся во мнении, что работы Хемингуэя, после 1940 года и до 1952 года, являются самыми слабыми в его карьере. Прежде всего, новелла «О реке и в лесах 1950 года» была почти единогласно оценена критикой как самопародия. По-видимому, участие Хэмингуэя во Второй мировой войне в качестве военного корреспондента не привело к творческой фазе, столь же плодотворной, как его опыт в Первой мировой войне или в Гражданской войне в Испании.

Произведения Хемингуэя

Но Старик и море возродили литературную репутацию Хемингуэя. Повесть быстро стала очень популярной, и вызвала у читателей новый уровень доверия к таланту Хемингуэя. В отличие от предыдущей работы, отзывы литературных критиков изначально были весьма позитивными, хотя повесть была понята и интерпретирована ими по-разному.

В последующие годы критика, которая раньше приветствовала осторожный мистицизм и псевдорелигиозные интонации, сменилась сведением этого значения к простому обману. Говорили, что Хемингуэй, когда-то преданный ученик реализма, теряет себя в описании Сантьяго в сверхъестественной, почти ясновидящей невозможности и неудаче.

Даже биограф Хемингуэя, Кеннет С. Линн, считал эту книгу едва прикрытой притчей о борьбе Хемингуэя с самим собой как писателем и человеком.

Награды и премии

Несмотря на критику «Старик и море» были награждены несколько раз. В 1953 году Хемингуэй получил:

  • Пулитцеровскую премию за литературу в категории «Роман».
  • Медаль Американской академии.
  • Номинацию Национальной книжной премии.

Награды и премии Хемингуэя

Наконец, в 1954 году Хемингуэй получил Нобелевскую премию по литературе «за мастерство в искусстве повествования, и за его влияние на современный стиль». Афоризмы и цитаты из «Старик и море» разошлись по всему миру и используются как в литературе, так и в кино.

Краткое содержание этой повести для читательского дневника можно прочитать онлайн.