Произведения литературы 18 века

Особенности произведений

Восемнадцатый век — это эпоха Просвещения, когда активно развивались разные направления в литературе. Русские писатели сначала переводили тексты английских и немецких авторов, а позже начали создавать свои сюжеты, которые были не хуже заграничных. Благодаря особенностям произведений литературы 18 века они до сих пор остаются интересными читателям.

В этот период процветал классицизм. Он поделил всю литературу на низкую и высокую. Первая рассчитана на простой народ, а второй вид предназначен для аристократического общества. Этот стиль строился на правиле трех единств:

  • действия;
  • времени;
  • места.

У произведения должна быть только одна сюжетная линия. События в тексте происходят в течение одного дня. А также обязательное условие — все герои должны находиться в едином месте.

Восемнадцатый век — это эпоха Просвещения

Персонажи четко разделяются на отрицательных и положительных, авторы дарят им особые «говорящие» фамилии. По ним сразу можно определить характер человека. Произведения нравоучительные, они затрагивают тему отношения родителей и детей, воспитания и правил поведения. У таких текстов легкий сюжет, они построены логично, при этом история рассказывается кратко — несколько десятков страниц автору достаточно, чтобы выразить основную мысль.

Позже классицизм сменился сентиментализмом. Этот стиль делает акцент на эмоциях и переживаниях персонажей. Писатели отодвигают разумные доводы на второй план и позволяют своим героям погрузиться в настоящие чувства. Большое внимание авторы уделяли культу любви и природы.

Популярные жанры

Хотя классицизм оставался доминирующим направлением в литературе, его высокий стиль сменялся низшими. Вместо трагедий появились другие жанры, более понятные необразованному народу. Самые популярные среди них:

  • комедия;
  • комическая опера;
  • сатира;
  • роман;
  • драма.

Дворянские комедии

В дворянской комедии абстрактные характеры героев сменились бытовыми сюжетами. Авторы создавали такие тексты ради того, чтобы перевоспитать общество для противостояния буржуазии и крестьянству. Подобное творчество не несло негатива, оно по-доброму высмеивало дворян, но не касалось системы отношений феодалов и крепостных. С помощью комедий писатели пытались учить читателей морали. Они смеялись над лжеобразованностью, пустомыслием, грубостью и вольнодумством мелких помещиков.

Комические оперы писали для того, чтобы ставить их в театрах. Тексты включали вставные номера для музыкального сопровождения и пения. Сюжеты ограничивались описанием крестьянской жизни. Этот литературный жанр развивался недолго, за несколько лет он достиг своего пика и был почти полностью забыт.

Сатира прослеживается в журналистской деятельности. В 18 веке издавались несколько журналов, где пропагандировали идеологию буржуазии. Примеры: «Трутень», «Кошелек», «Живописец», «Парнасский щепетильник». Сатира позволяла рассказать об антидворянских тенденциях, но при этом она заостряла внимание на социальных проблемах буржуазии.

Вторая половина столетия была посвящена созданию романов. Их распространяли в печатном и рукописном виде. Такими произведениями зачитывались все слои населения — от крестьян до дворян. Особой популярностью пользовалась переводная поэзия о рыцарях, пастухах и салонах, а также проза с поучительным окончанием.

В эпоху сентиментализма развивается драма. Сначала печатали только переводы, но позже встречались подражания, написанные на русском языке.

Больше внимания авторы в своих произведениях уделяли противостоянию дворянства и крестьян, высмеивая и выказывая ненависть к последним.

Черты барокко

В 17−18 веках в Италии зародился стиль барокко. Он коснулся не только живописи и архитектуры, но и литературы. Хотя в русских произведениях он встречается редко, есть множество переводов с его чертами. Особенности барокко:

  • кризис идеалов Возрождения;
  • упадок титанизма;
  • противопоставление человека бездушному миру.

Барокко в литературе

Это противоречивое направление позволило авторам сочетать несочетаемое. Они соединяли глубокий трагизм с оксюмороном, игрой слов, парадоксами и изысканными выражениями. Но именно в эпоху барокко проявился интерес к живой и мертвой природе. Книги и небольшие сочинения в изобилии содержали описание пейзажей, рассуждения о вечном, множество аллегорий.

Популярной была поэзия, которой характерна изысканность форм. Графические ряды сливались с визуальными, то есть авторы пытались не просто написать стихотворение, а словно нарисовать его. Появилось множество изысканных жанров:

  • сонеты;
  • рондо;
  • мадригалы;
  • оды.

Самыми известными стали произведения испанских, итальянских и немецких писателей. Они вошли в золотой фонд мировой литературы. Тексты разбирали на отдельные афоризмы, вставляли их в более поздние рассказы. Но в 19 веке наступил упадок барокко, о нем практически забыли на целое столетие. И только спустя это время направление начало возрождаться.

Характеристика классицизма

Барокко сменилось классицизмом — направлением, актуальность которого продолжалась более полутора веков. Основа этого стиля заключается в идеи упорядоченности мира. Человека воспринимают как разумное существо, а общество представлено особым механизмом.

Благодаря таким чертам литературные произведения также строили по строгим канонам. Образцом для любого вида искусства стал период античности. Именно он считался примером упорядоченности и правильных форм.

Классицизм в литературе

В любом произведении должно быть пирамидальное сознание — центр, вокруг которого строился весь сюжет. Государство позволяло писателям описывать монархию как правильную и полезную для всех граждан систему.

Человек в книгах 18 века играл роль звена, обеспечивающего связь всех элементов пирамиды мироздания. Большое значение уделялось его поведению, а не внутренним переживаниям. Читатель в таких произведениях может увидеть описания монархов и дворян, которые заботятся о своих подчиненных, мудро и справедливо правят. Но узнать что-либо об их личной жизни или мыслях практически невозможно.

Сущность каждого персонажа определяла важная идея, именно поэтому использовались «говорящие» фамилии. Они сразу раскрывали характеры героев, указывали на их недостатки или сильные стороны.

Писатель всегда находился в окружении своих книг

Но есть у классицизма и барокко общие черты. Новое направление позаимствовало у предшествующего интерес к эмблемам, символам и знакам. Каждого мыслителя и творческого человека должны были окружать вещи, подтверждающие его деятельность. Писатель всегда находился в окружении своих книг, портной изображался с иглой в руке, повар — на кухне в колпаке. Из-за таких особенностей описывалось особое решение конфликтов. Авторы всегда жертвовали чувствами в пользу долга или разума.

Классицизм поделил все литературные жанры на высокие и низкие. К первым относят оду, эпопею и трагедию. А ко вторым — сатиру, басню и комедию. Но после постановки произведений Мольера комедийные тексты стали очень популярными. В России классицизм появился только в конце столетия, хотя характеристика литературы 18 века оставалась такой же — она не отличалась от работ зарубежных авторов.

Признаки сентиментализма

В середине столетия появилось такое направление, как сентиментализм. Впервые произведения в подобном стиле написали английские, а затем и французские авторы. Хотя сентиментализм долго сосуществовал с классицизмом, у них были разные черты. Одно направление основывалось на чувствах, второе — на разуме.

Заинтересовать читателей сентиментальными книгами оказалось легко: авторы передавали мир персонажей через его чувства и переживания. Сначала описания были скудными и ограничивались только мыслями о любви. Но позже внимание уделялось внутренней энергии, глубине чувств, конфликтам.

Герои были не только добродушными, но и морально чистыми. Они обладали добродетелями — гордостью и честью, благодаря которым добивались счастья. Первые романы были наивными, не передавали философской глубины, отличались дидактичность. А несколько лет спустя сентиментализм превратил писателей в мыслителей. В своих книгах они начали описывать конфликты человека и цивилизации, выставляя последнюю в негативном свете.

Признаки сентиментализма в литературе

Читателю оставалось смотреть на мир глазами персонажа, но приходилось додумывать некоторые моменты самостоятельно, так как из текстов исчезла прямолинейность. Авторы умело рассказывали о борьбе чувств, долга и моральных принципов. В сентиментализме всегда побеждали эмоции и ощущения.

Появился интерес к природе — естественным процессам, поведению, чувствам. Сентименталисты не делили персонажей по сословиям. Они пытались донести, что чувствовать могут все, даже крестьянин. Это стало интересным открытием для дворянского общества.

В России направление появилось гораздо позже — к началу 19 века. Но самостоятельных произведений практически не было, все сюжеты писатели заимствовали у западноевропейских авторов. Наиболее известным произведением стала «Бедная Лиза» Карамзина. После ее выхода появилось множество похожих работ, но сюжет оставался одинаковым.

Современное восприятие

Творчество европейских литераторов 18 века отражается и в современности. Такие направления, как классицизм и сентиментализм стали бессмертными. Нынешние писатели также строят свои сюжеты вокруг моральных принципов, преобладания долга над чувствами, используя правило триединства. Но есть и книги, пронизанные переживаниями и эмоциями, где персонажи полностью отдаются зову сердца, а не логики.

Чтение книг

Умение писателей заставить читателя прожить историю вместе с персонажем — вот чем современна литература 18 века. Классики и сентименталисты настолько реально описывали поведение и переживания своих героев, что человек мог почувствовать себя на их месте. А поучительные выводы большинства книг заставляют задуматься над положительными и отрицательными чертами характера.

Бытовые сцены, исторические события, описанные в произведении, побуждают читателя сопоставить две эпохи — современность и Просвещение. Благодаря соблюдению принципов выбранного направления писатели сделали свои произведения бесценными. Их герои и сегодня остаются примерами для подражания.

Несмотря на прошедшие столетия влияние литературы 18 века на современного читателя только возрастает. Ведь человек, как и много лет назад, продолжает чувствовать и действовать. В произведениях той эпохи писатели воплощали культ науки. А использование признаков символизма позволило им сформировать характеры множества читателей, показать им чувственную сторону души своих персонажей.

Некоторые авторы выражали в своих текстах любовь к родине, веру в светлое будущее, давали надежду на улучшения. В смешливых фразах они высмеивали необразованность и невежество, прославляли науку и стремление к учебе. А также описывались различные жизненные позиции, взгляды на окружающий мир, отношение к окружающим и стремления персонажей.

Литература периода классицизма, барокко и сентиментализма до сих пор остается актуальной. Ведь писатели раскрывали темы и давали ответы на вопросы, интересующие читателей во все времена. Ни патриотизм, ни конфликты в отношениях, ни внутренние проблемы людей эпохи Просвещения не исчезли, они есть и сегодня.