Роман Булгакова «Мастер и Маргарита»

Основная тема произведения

Если не воспринимать роман как мистическую сказку для взрослых и глубже проанализировать его смысл, то становится понятно, что всё не так, как кажется на первый взгляд. Но хоть произведение легко читается, а его текст доступен для понимания даже школьникам среднего звена, выявить главную мысль очень непросто.

В зависимости от возраста читатель воспринимает описанную историю по-разному. Если в детстве это интересная сказка с мистическими персонажами, то в старшем возрасте тема мечты и реальности в «Мастере и Маргарите» аргументируется куда сложнее. Достаточно проанализировать, о чём мечтают основные персонажи:

  • Мастер — закончить свой роман и издать его;
  • Маргарита — найти и вернуть свою любовь;
  • жители Москвы — стать богатыми, не прилагая усилий;
  • свита Воланда — освободится от службы хозяину.

Воланд — единственный персонаж, который точно знает, как устроен мир, поэтому чётко понимает разницу между мечтой и реальностью. По-своему он даже пытается показать это людям, сначала одарив их деньгами, а потом обесценив купюры.

Воланд — единственный персонаж, который точно знает, как устроен мир

Он понимает, что для достижения своей мечты в реальном мире нужно приложить немало усилий. Иногда приходится даже отказываться от самого дорого, что есть у человека, — от души.

Готовность жертвовать всем ради достижения цели заставила Воланда уважать чувства Маргариты к Мастеру. Ради своей желанной мечты она пожертвовала не только жизнью, но и душой, согласившись стать королевой на балу у сатаны и принимать в гостях всякую нечисть.

Явственно показаны в романе пороки простых людей, для которых пределом мечтаний всегда были и будут финансовые блага. Автор в лице Воланда насмехается над желаниями обычных людей иметь много денег. Он пытается им показать, что материальные блага ценятся только в реальном мире. Но стоит человеку хотя бы заглянуть за завесу потустороннего, то деньги сразу становятся не нужны. Однако понять это алчным людям непросто.

Желание Мастера

На первый взгляд герой не производит впечатления сильного духом человека. Но это не совсем верно. Главная мечта Мастера — закончить свой роман и опубликовать его. Он идёт к свой цели, несмотря ни на что. Даже появление в его жизни Маргариты мало отражается на его планах. Он воспринимает её любовь и самопожертвование как должное. В начале творческого пути Мастер прочно уверен:

  • в своей гениальности;
  • в успехе романа;
  • в важности своего дела.

 У Мастера заканчиваются деньги

Но по мере написания рукописи всё происходит совсем не так, как задумывалось. Реальность оборачивается жестоким уроком. У Мастера заканчиваются деньги, потому что он уволился с работы. Критики высказывают неблагосклонные отзывы о его сочинении, когда публикуется небольшой отрывок. Предательство друга окончательно разрушает мировоззрение Мастера и его веру в достойных людей. Он просто не может понять, как можно с такой лёгкостью предавать.

Разум писателя не выдерживает проблем в настоящем мире, ведь вся реальность мужчины была сосредоточена на мечтах о будущем успехе. Ради их воплощения Мастер смог пожертвовать всем, поэтому искренне не понимал, почему у него ничего не получилось.

Мечта Мастера в романе «Мастер и Маргарита» — яркий пример бегства от реальности. Когда она разбивается о проблемы и быт, это сильно отражается на психике писателя. Неспособность Мастера отделять эфемерное от материального и привела мужчину в нестабильное душевное состояние.

Мечта Маргариты

Сначала героиня представляется читателю как обычная замужняя женщина, ведущая размеренный образ жизни. У неё было всё, что нужно для полноценного существования:

  • богатый муж;
  • обеспеченная жизнь;
  • большая квартира.

Встреча Мастера и Маргариты

Маргарита хоть и не любила своего мужа, но уважала его и была верна. Но так было до того момента, пока она не встретила Мастера.

Женщина сразу почувствовала, что это её любовь и судьба. Лишь посмотрев друг на друга, герои поняли, что прежней жизни для них больше не существует:

Любовь выскочила перед нами, как из-под земли, как выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!

На взаимное чувство также указывает разговор с Иваном в психиатрической больнице. Мастер вскользь упоминает, что уже женат, но после встречи с Маргаритой вряд ли даже сможет вспомнить имя своей жены.

Однако всё меняется, когда любимый исчезает неизвестно куда. Найти и вернуть свою любовь — это главная мечта Маргариты. Ради этого она готова на всё, даже расстаться с жизнью. Когда ей предлагают помощь тёмные силы, женщина даже не задумывается о последствиях.

Не задумывается о них Маргарита даже тогда, когда принимает гостей на балу у сатаны. Каждого вновь прибывшего свита Воланда описывает подробно: за какие пороки он тут оказался, что сделал при жизни плохого.

Маргарите как бы тонко намекают на то, что некоторые необдуманные желания могут привести к печальному финалу. Но это не действует на женщину. Для достижения своей мечты она готова вытерпеть любые испытания. Для неё существование вдали от Мастера было равносильно аду. Свою реальность она видела только рядом с любимым мужчиной.

Пороки московских жителей

Очень образно прописаны в романе мечты и желания обычных жителей Москвы. На своём представлении Воланд говорит, что ничего не меняется со временем. В какие бы века ни жили люди, их желания всегда неизменны:

  • деньги;
  • власть;
  • похоть.

Воланд устраивает представление

Люди не понимают, что материальные блага не могут быть вечными. Они готовы на подлость, ложь и даже воровство, чтобы достичь того, о чём мечтают, — иметь много денег и власти. Решив показать им, что низменные цели не приведут к духовным благам, Воланд устраивает представление.

Он предлагает зрителям бесплатно поменять свою одежду на модели последней моды. Даже обеспеченные люди с радостью принимают его предложение, хоть уже имеют дорогие и красивые наряды. Только когда иллюзия рассеивается, все, кто преобразился, остаются голыми.

Это яркий пример того, что не нужно хотеть больше, чем уже имеешь, даже если что-то предлагают даром. Жадность может привести к тому, что можно остаться вообще без всего, да ещё и в крайне неудобном положении.

Любая мечта может стать реальностью только тогда, когда имеет под собой духовную основу. Материальные ценности недолговечны, а порой и просто эфемерны.

Свита Воланда

Любое мистическое действие в романе связано с Воландом и его приближёнными. Свита состояла из четырёх демонов, которые в наказание за свои проступки были вынуждены служить хозяину. В нее входили:

  • Коровьев (Фагот) — высокий мужчина в клетчатом костюме;
  • кот Бегемот — демон, принимающий облики животных;
  • Азазелло — демон смерти;
  • Гелла — служанка, ведьма.

Свита Воланда

Их главной мечтой было поскорее закончить службу и освободиться, а также не попасть в немилость к своему хозяину. Хоть в романе они показаны преданными слугами, только и мечтающими, чтобы кому-то навредить, на самом деле все совсем не так.

Вести себя подобным образом они вынуждены в угоду хозяину, поскольку сами существа подневольные. Не все поручения Воланда приходятся им по душе, но выполнять их они обязаны. Например, в действиях Азазелло прослеживается некоторое сочувствие к Маргарите и Мастеру, когда он приносит им отравленное вино.

Каждый из слуг когда-то имел другой облик. Нелепой внешностью они были наказаны за свои проступки. Например, Коровьев был красивым рыцарем, но за неудачную шутку должен был довольствоваться обликом смешного неуклюжего человека. Бегемот принимал сразу два облика: кота и коренастого человека в кепке, когда его настоящий образ — юный паж. Нет ничего удивительного, что свита Воланда не испытывала сильной любви к своему хозяину. Их охватывал страх перед ним.

История создания и смысл

Однозначно описать смысл романа невозможно, потому что каждый читатель его понимает по-своему. Одни видят красивую историю любви, мечтаний и надежд, другие воспринимают книгу как глубокий авторский труд с философским подтекстом. Кто-то находит в образе Мастера самого́ Булгакова, а в Маргарите видит его супругу, а кто-то считает произведение мистическим рассказом с харизматичными персонажами.

Так или иначе, но роман по праву заслуживает того, чтобы над ним размышляли многие поколения. Это одно из лучших произведений писателя. Оно переведено на разные языки и входит в общеобразовательную школьную программу. В романе перемешано сразу несколько жанров:

  • мистика;
  • сатира;
  • библейские мотивы;
  • трагедия;
  • драма.

Возможно, именно это придаёт роману особую атмосферу, понятную читателям любого возраста. Хоть вступление изначально кажется не очень интересным, дальнейшее направление истории способно подчинить своей оригинальностью ум даже самого привередливого критика. Углублённый разбор и анализ произведения подводят к мысли о философском смысле, который вложил автор буквально в каждое действие своих персонажей.

Написание романа «Мастер и Маргарита» Булгаковым

История написания Мастером своего романа во многом сходна с работой над произведением самого́ Булгакова. Он, как и его герой, несколько раз пытался сжечь свою рукопись. Начинал сначала и дописывал новые главы.

Будучи больным человеком, Михаил Афанасьевич старался успеть закончить своё творение. Он знал, что умирает, поэтому его единственной мечтой стала публикация романа. Однако осуществить задуманное автор не успел.

Дело писателя продолжила его жена Елена. Публикация романа стала смыслом её жизни. И пусть роман увидел свет спустя два десятка лет после его написания, последняя мечта её мужа была исполнена.

Это только подтверждает главную мысль, которую автор вложил в своё произведение, — мечты могут стать реальными, если приложить к их осуществлению максимум усилий. Ведь всё, о чём мечтал Булгаков, осуществилось, пусть и спустя много лет после его смерти.