История возникновения

До конца XIX века литература строго следовала определенным традициям. Например, она предполагала наличие абсолютной истины (которой автор должен был научить читателя), транслировала устоявшуюся картину мира, и буквально диктовала человеку, как ему следует жить, думать и поступать в условиях определенных исходных данных.

Однако в 1880-ых годах технический и научный прогресс человечества начал стремительно двигаться вперед. Кроме того, изменились и силы на международной арене (что вело сразу к двум Мировым войнам, произошедшим в первой половине XX века). Это привело к трансформации общества. Оно больше не нуждалось в четких указаниях и распределенных ролях: теперь каждый человек хотел думать и строить свою картину мира самостоятельно. Именно это и привело к формированию, а потом распространению в искусстве такого идейного направления, как модернизм.

Основные черты и признаки литературы модернизма

Само по себе направление «модернизм» получило свое название от слова «modernus» (в переводе с латыни оно означает «современный» или «недавний»). Поэтому оно подразумевает, что в искусстве будет отражаться обновленный взгляд человечества на мир. Однако писатели (ни российские, не зарубежные) так и не смогли договориться между собой, каким именно этот взгляд должен быть, поэтому модернизм, в свою очередь, тоже разделился на несколько направлений, у каждого из которых были свои последователи.

представители модернизма в литературе

Но так или иначе, все эти направления были объединены общими признаками:

  • отказ от готовых концепций устройства мира;

  • предложение читателю самостоятельно изучать законы окружающей действительности;

  • отказ от «непреложной истины» и переход к мысли о том, что любое сформировавшееся суждение относительно;

  • смена линейного повествования обрывочным или раздробленным;

  • включение в повествование нескольких героев с противоположным взглядом на освещаемые события;

  • формирование у каждого направления модернизма собственной эстетики;

  • урбанистическая тема (характерна для позднего модернизма);

  • глубокое проникновение во внутренний мир героев.

Кроме того, модернизм – это первое литературное направление, взявшее на себя смелость рассуждать о том, что война не нужна обществу. Постепенно эта философия перешла к постмодернизму, более ироничному и бескомпромиссному в своих суждениях.

Направления модернизма

Модернизм в литературе 20 века четко разделился на несколько направлений. Они были объединены новаторскими идеями и нетрадиционным взглядом на мир, однако отличались философией и некоторыми характерными признаками:

  1. Символизм. В этих произведениях был таинственный сюжет и много загадок, а авторы нередко обращались к ассоциациям читателей и намеренно вводили в свое творчество недосказанность.

  2. Акмеизм. Развивался как противоположное символизму направление и обращался к миру исключительно материальному, где не было места нечетким образам и мистике.

  3. Футуризм. В этом направлении больше внимания уже уделялось не сюжету, а самому построению произведения. Авторы нередко придумывали новые слова и выражения, обращались к нестандартным формам написания как поэтических, так и прозаических произведений.

  4. Имажинизм. В этом направлении главным приемом была метафора (скрытое сравнение): авторы намеренно описывали героев, события и предметы с помощью нее, чтобы каждый читатель мог самостоятельно составить в своей голове нужный образ.

  5. Экспрессионизм. В этом направлении центральное место вновь занимает сюжет, но уже не происходящие в его рамках события, а чувства и эмоции героев.

  6. Сюрреализм. Направление, в котором нет ничего определенного. Оно играет на чувствах читателя с помощью обращений к новой несуществующей реальности и к сверхъестественным созданиям и явлениям.

Интересно, что эти направления нередко дистанцировались от просто модернизма. И это только подтверждало справедливость одного из характерных признаков модернизма: все мысли и идеи авторов относительны, поэтому между ними нельзя пролагать четкие границы и вешать на них ярлыки.

Яркие представители в мире

В мировой литературе модернизм начал проявляться в конце XIX века, а расцвет получил в 30-ых годах XX века (в это время в Советском Союзе новая идеология уже задавила это направление в искусстве). К знаменитым представителям модернизма в литературе Европы и США относились:

  • Шарль Бодлер;

  • Эрнест Хемингуэй;

  • Габриэле д’Аннунцио;

  • Франц Кафка;

  • Томас Манн;

  • Дороти Ричардсон;

  • Джон Флетчер;

  • Томас Хьюм;

  • Марсель Пруст.

К ранним модернистам также относят известного японского писателя Рюноскэ Акутагава.

Зарубежный модернизм проявлялся в произведениях писателей в том, что озадачивал их новым поиском человека в мире. Это направление отрицало заранее определенную судьбу, стереотипы и ярлыки: оно подталкивало людей двигаться вперед и находить новые цели в развивающейся урбанистической среде. Писатели и поэты продолжали творить на вечные темы, но делали это теперь несколько иначе: они расширяли взгляды, использовали новые слова и выражения, соответствовали ускорившемуся ритму жизни.

модернизм в литературе 20 века

Модернизм в русской литературе 20 века

Таким образом, мы можем сделать вывод, что модернизм своим появлением в литературе и распространением ознаменовал переход от классического наследия к более свободному восприятию действительности, освобожденному от консерватизма. Если мы рассмотрим развитие этого направления именно в рамках российской истории, то увидим, что оно также обозначило окончание Царской эпохи, изменение мышления людей и трансформацию общества в социалистическое.

В России (ставшей в 1922 году Советским Союзом) появившееся течения модернизма в литературе стали свидетелем смены эпох. Русский народ перестал быть подчиненным царской власти и начал самостоятельно строить великое социалистическое будущее, отказавшись от монархии и устаревших ценностей вместе с ней.

В русской литературе модернизм в основном проявлялся в поэтических произведениях (это же направление являлось основным в творчестве поэтов Серебряного века русской поэзии). Яркими представителями этого направления являлись:

  • Александр Блок;

  • Андрей Белый;

  • Николай Гумилев;

  • Анна Ахматова;

  • Владимир Маяковский;

  • Сергей Есенин.

Все вышеперечисленные поэты не всегда сходились во взглядах и работали в различных стилях модернизма. Однако, так или иначе, их творчество помогло русскому народу сформировать новое мышление и взгляд на окружающую действительность.

В прозаических произведениях к модернизму обращались Михаил Булгаков, Федор Сологуб, Леонид Андреев и другие (в том числе и поэты, которые иногда работали в прозе – как, например, Андрей Белый).

Распространение модернизма в русской литературе завершилось примерно в 1930-ых годах XX века. В это время уже был четко сформирован и организован Советский Союз, а его жители приобрели строгую идеологию, которой необходимо было следовать (именно в 30-ых годах начались жестокие репрессии тех, кто не соглашался с действующей идеологией и политикой в целом). Некоторые яркие представители Серебряного века русской поэзии были вынуждены бежать из страны из-за принимаемых властями мер.