Определение инверсии

Инверсия – стилистическая фигура, суть которой заключается в перестановке слов в предложении. Это нарушение прямого порядка слов. Хоть в русском языке и нет закрепленной структуры составления предложения, как во многих других языках, все же есть привычное расположение лексем в речи. Инверсия же как раз и предполагает изменение привычной очередности слов.

К инверсии человек прибегает и в разговорной речи. Обычно это происходит подсознательно. Но чаще всего такой прием используется в художественных произведениях.

Привычный порядок слов заключается в определенных закономерностях, которые знают все. К таким относится:

  • схема: подлежащее + сказуемое (Маша приготовила обед.);

  • постановка прилагательного перед существительным (Умный человек придумал радио.);

  • дополнение всегда находится после слова, к которому оно относится (Анна посадила цветы) и ряд других простых правил.

Инверсия же позволяет менять такое расположение для того, чтобы добиться определенной цели.

Изменение смысла при помощи инверсии

Когда автор пишет лирический текст, его задача наиболее четко донести свою мысль, идею. В стихотворном произведении это сделать труднее, поскольку создатель скован такими рамками, как объем текста и его структура. Важно позаботиться не только об идее, но и о ритме, рифме и стихотворном размере.

Как правило, самые сильные слова, передающие основной смысл стихотворения, приходятся на конец строки, а именно, на рифмующиеся части. Сравним:

«Унесла мышонка кошка

И поет: — Не бойся, крошка.

Поиграем час-другой

В кошки-мышки, дорогой!» (С.Я. Маршак, «Сказка о глупом мышонке»)

Если восстановить прямой порядок слов, то получится:

Кошка унесла мышонка и поет: «Не бойся, крошка! Дорогой, час-другой поиграем в кошки-мышки».

Автор намеренно – из-за рифмы и смыслопередачи – изменяет порядок слов.

Примеры из художественной литературы

Часто автору необходимо выделить определенное слово из потока других. Для этого он размещает нужную лексему в начале или в середине строки. Если поэту важно передать движение, действие, то в стихотворении с помощью ритма он выделит глаголы, и изменит для этого порядок слов.

Например, подобный вариант наблюдается в стихотворении К. Батюшкова «Я клялся боле не любить»:

«Я клялся боле не любить

И клятвы верно не нарушу:

Велишь мне правду говорить?

И я — уже немного трушу!..»

Во второй и четвертой строке используется рассматриваемый прием. Глаголы-сказуемые намерено вынесены в конец строки.

Другой пример использования можно найти в стихотворении С. Есенина «Шаганэ, ты моя, Шаганэ»:

«Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи —

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле».

Важно отметить, что нарушение прямого порядка слово не всегда оправдано. Так в том же стихотворении С. Есенина последние две строчки сохраняют привычный порядок.

Прием инверсии в художественной литературе настоящие поэты используют неосознанно. Поток творческого вдохновения часто подводит их к уже готовым фразам. Можно сказать, что прием инверсии – самый распространенный из всех. Его можно найти в каждом стихотворном тексте. В прозаическим он встречается реже, но также есть.