Медный всадник

Общие сведения

Судьба «маленького человека» в поэме «Медный всадник» — это далеко не единственная попытка в литературе описать этот образ. В качестве примера можно привести «Шинель» Николая Васильевича Гоголя и «Бедные люди» Федора Михайловича Достоевского. Работая над своим сочинением, Пушкин пытался описать бессмысленность борьбы обычных людей со всемогущим природным катаклизмом, а также установленным государственным строем.

Тема «маленького человека» в «Медном всаднике» Пушкина:

Черновик Медного всадника

  1. Классик одним из первых вводит этот термин в русскую литературу. В поэме он воплощен в бедном государственном служащем Евгении, который представляет собой абсолютную противоположность «горделивому истукану».
  2. Евгений олицетворяет униженность и посредственность. Он когда-то был из знатной дворянской семьи, которую знали во всей стране. Возможно, упадок этого рода произошел после реформ Петра Первого, когда основными ценностями объявили не знатное происхождение, а индивидуальные качества человека. Предки главного героя стали «не в удел». Со временем вырождение стало причиной того, почему Евгений «перестал тужить ни о почиющей родне».
  3. Писатель неспроста ввел этого героя после вступления, где описаны «великие дела» Петра Первого. Этим у него получилось добиться резкого контраста между двумя сюжетными линиями: «мелким» Евгением и великим реформатором.
  4. «Ничтожному» образу героя полностью соответствует его узкое мышление. Его мечты не ушли дальше долгожданной свадьбы с возлюбленной Парашей и тихой семейной жизни. Это в очередной раз подчеркивает огромную пропасть между идеалами обычного человека и глобальными преобразованиями Петра Первого.

Образ «маленького человека» в повести «Медный всадник» — это представитель серой массы чиновников. У него нет каких-то значимых личностных качеств. Пушкин описывает это фразой — «живет в Коломне, где-то служит».

Описание Евгения

Образ «маленького человека» в «Медном всаднике» представлен в его основном герое — Евгении. С учетом литературных традиций произведение является поэмой повествовательного характера. И если еще в прошлом веке она больше относилась к историческому жанру, то через время начала носить романтическое направление. В произведении описываются основные действующие лица, являющиеся самостоятельными персонажами, а не обычные туманные образы, которые были выхвачены из исторического потока.

Евгений

Евгений — это представитель «петербургской» эпохи в истории России. Он и описан тем «ничтожным» человечком, у которого смысл жизни состоит только в устроении собственного быта и спокойном семейном счастье.

Это именно те особенности характера, которые сделали образ этого персонажа неприемлемым непосредственно для Пушкина, поскольку превратили его в «ничтожество». Писатель специально не описывает детально Евгения.

Автор даже лишил его какой-то фамилии, акцентируя этим, что вместо нее можно подставить любую. Герой олицетворяет жизнь множества людей Петербурга того времени.

Отношение государства

Основная проблематика поэмы — это противостояние беспомощной личности со всесильным государством. В этом произведении писатель проводит рассуждение о роли одного человека в судьбе всей страны. В этом сравнении и определено основное отличие. У Евгения есть душа, и он может мечтать, переживать, мучиться. Государь заботится о судьбах простого народа, в частности, о главном персонаже, который когда-то будет проживать в Петербурге. А мысли Евгения — только о своей жизни. Но, невзирая на это, именно ему больше всего симпатизирует читатель, его образ позволяет вызвать живое участие.

Правда, на протяжении поэмы у Евгения происходят некоторые духовные перерождения:

Потоп в Петербурге

  1. При небывалом потопе герой, глядя на огромные волны, описывается в новом качестве. Обычный государственный служащий начинает переживать «не за себя». Его духовные силы полностью направлены на «старенький домик», в котором проживает Параша. «Ничтожный человек» в гуманистическом смысле поднялся над «идолом на медном коне», который холодно и равнодушно смотрит на ужасное бедствие обычного народа.
  2. У героя впервые появляется драматическая мысль: «И жизнь ничто, как сон пустой». Он еще неосознанно связал потоп с медной статуей.

Стихия, обрушившаяся на жизнь Евгения, сделала из него героя, но после он тронулся рассудком (не секрет, что это один из основных атрибутов главного действующего лица романтической поэмы).

Евгений в Петербурге

Он бездумно идет по улицам Питера, ставшего для него враждебным, и начинает слышать шум Невы. Это также отображает бунт ничтожного человека, который переполнял сердце Евгения. Природный катаклизм пробудил в его душе то, что писатель считал главным для всех людей, — память. Именно воспоминания о случившемся потопе подтолкнули героя на Сенатскую площадь, где он встретился с монументом Петра.

Он в конце концов осознает, в чем состоит причина всех его мучений и печалей. Евгений узнал, кто виновен в его бедствиях, и начинает угрожать памятнику — в этой сцене он чувствует только ненависть к великому реформатору и пытается ему отомстить.

Последствия бунта

Духовная эволюция Евгения одновременно порождает и естественность бунта. Классик показывает и трансформацию героя. Внутренний протест приподнял его к новой, переполненной драматизмом жизни, в дальнейшем она заканчивается скорой смертью.

Внутренний протест Пушкин описывает так:

Бунт Евгения

  1. Не настолько важна практическая сторона (а вернее, ее отсутствие) бунта героя. В самом угрожающем обращении к памятнику («Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе!») находится большая духовная сила, наивысшая точка самосознания обычного человека.
  2. Немаловажное значение имеет преследование всадника. Если до этого «кумир» относился к подвластной ему безликой народной массе с абсолютным безразличием, то сейчас он столкнулся с ярко выраженным неповиновением.
  3. Герой обречен, безумное преследование завершается его гибелью. Но непосредственно факт протеста представляет духовную победу простого народа над деспотичным государственным строем.

Когда герой наконец «прозрел», он в полном смысле стал Человеком.

Необходимо сказать, что ни разу в этом эпизоде писатель не назвал своего персонажа по имени — он опять стал безликим, таким, как и весь народ. В этом случае можно увидеть противостояние деспотичного государя и Человека, у которого есть душа и воспоминания. В протесте героя отображена угроза для всего самодержавного строя, возможность народной кары. Однако оживший памятник наказывает Евгения. В этом состоит основная трагедия в произведении Пушкина.

Безумие и власть

Символично то, что писатель называет основного персонажа «безумным», поскольку выступление одного человека против государственного строя не может уложиться в здравый смысл. Это и описывается как настоящее безумие. Но Пушкин в дальнейшем подчеркнул, что оно «святое», так как молчание и покорность принесут смерть. Лишь бунт сможет спасти людей от нравственного разложения в условиях, в которых царит тирания и деспотизм.

Евгений дома

Классик подчеркивает комизм и трагизм ситуации. Евгений бросил вызов мощнейшей силе государственной власти. И он посмел угрожать государю — причем не настоящему, а скульптуре. Этот поступок — попытка противостоять самодержавию, подать народный голос.

Вследствие потопа Евгений теряет любимую, становится сумасшедшим и в результате умирает. Как относятся произошедшие события к проблеме установленного государственного строя? Если сделать глубокий анализ поэмы, можно увидеть, что на самом деле — самое прямое. Поскольку события происходят в Питере, который по приказу царя был построен на реке.

Система образов

Основная тематика поэмы — противостояние народа и беспощадного самодержавия. Ведь получается так, что если бы Петр Первый не построил Петербург именно на берегах Невы, то и главный действующий персонаж был бы живым.

Пушкин

Такую глубокую и при этом парадоксальную мысль Пушкин воплотил особой системой образов, которые описаны в произведении. Поскольку, не случайно потеряв рассудок, герой увидел своего врага в виде скульптуры, и не просто так всадник погнался за ним по городским улицам и после убил Евгения.

С помощью этого образа автор описывает абсолютно очевидную мысль о том, что невозможно противостояние интересов конкретной личности и заинтересованности того государства, где он проживает. Правительство все время думает масштабно и не берет в учет то, какая судьба ожидает в дальнейшем народ.

Нельзя точно сказать, на какой стороне непосредственно Пушкин.

Протест одного человека — это лейтмотив поэмы, но также немаловажную ценность для писателя имеет и историческая оправданность решения Перта Великого.

Поскольку именно в этом литературном шедевре звучит вдохновенный гимн Санкт-Петербургу. Своим величием этот город воплотил идею о создании великого Российского государства (а это получилось сделать только с помощью Петра Первого).

Пушкин не ставил основной цели заклеймить страну либо, напротив, возвысить ее. Писатель сохранил человечность, описывая одного конкретно взятого человека, и испытывал к нему сочувствие, поскольку образ Евгения все же является главным в произведении. При этом он понимал, что великое государство — тоже немаловажная ценность. И не давая ответ на вопрос об отношениях между властями и народом, автор описал неизбежное их дальнейшее противостояние.