Виды рифмы

История возникновения

Понятие рифмовки слов знакомо еще со времен древней цивилизации. На свете тогда еще не появились поэты, но зато были шуты, которые смеха ради придумывали созвучные слова и тем самым веселили публику. Предназначение рифм — выделение интонационного принципа разделения. Людям намного проще понять истинную суть произведения, если в нем слова созвучны между собой.

История возникновения рифмы

Первые исторические упоминания о стихах с употреблением рифмы встречаются в десятом столетии. Колыбелью поэзии считается Европа. Однако есть достоверные факты, которые подтверждают, что созвучие слов появилось намного раньше.

Рифмы в давние времена использовались для привлечения внимания, высмеивания определенных лиц, а в некоторых случаях человек совершенно случайно произносил их. Но стихотворение — это не только рифмовка, а еще и особый ритмопорядок. При написании лирических произведений не всегда используются созвучные слова. Ярким примером служит белый стих:

Шестеро князей неверных

Один могучий одолел

И его назвали Карлом

Проигравшие князья.

В этом стихотворении отчетливо слышны паузы, есть ударения, а также ритмические единицы. Здесь нет словозвучия, но присутствует законченность строфы.

Простые и сложные техники

Для усиления контрастности слова надо использовать рифму. Необходимо знать ее основные виды и категории. По слоговому объему:

Перекрестная рифма

  • Мужские — ударение в таких стихах падает на последний слог. Пример: жалюзи — отрази, глубоко — далеко, молоко — широко, кино — домино, голова — кружева.
  • Женские — здесь выделяется предпоследний слог. Примеры: замена = перемена, скряга — благо, сладко — шатко, богатство — братство.
  • Дактилические — это одна из самых сложных техник, поскольку в таком произведении много сложносоставных слов. В таких случаях ударение падает на третий слог, если считать с конца. Например: проблематика — математика, диалектика — эклектика, дискуссия — экскурсия.
  • Сложный дактиль — отличается от предыдущего вида усложнением формы. Ударный слог — четвертый с конца строфы. В стихосложениях такие рифмы используются крайне редко. Примеры гипердактилической рифмовки: жемчужинами — суженными, очеловечивают — противоречиями.

Такие виды рифмовки могут быть как открытыми, так и закрытыми. Первые — оканчиваются гласными, вторые — согласными.

Характер звучания

По характеру звучания рифмы подразделяются на несколько видов. Нет плохих и хороших рифмовок, а есть следующие:

Особенности звучания

  1. Ассонансы и диссонансы. В первом варианте в словах совпадают все гласные: мода — роза, разговоры — пароходы, страх — мрак. Диссонантная форма — совпадение частей слова. Например: кино — домино, вино, давно; яблоко — облако; трава — слова; кран — план, стан; кровать — спать, кривлять, воровать, стрелять.
  2. Бедные и богатые. Словозвучия, в которых схожи только последние буквы, называются бедными формами. Пример: луга — песка, дома — канва, земли — принеси. Такие формы используются крайне редко в хороших поэтических произведениях. Богатыми рифмами считаются те, которые имеют много созвучных слогов. Например: красота — проклята, Мельпомена — спортсмена, божество — Рождество.
  3. Приблизительные и точные. Первыми (неточными) считаются те, в которых меняется всего одна буква, а точные, это когда слова в стихотворении, на которые падает интонационное ударение, полностью созвучны.

Кроме этих вариантов, в литературе часто встречаются неравносложные рифмовки, словозвучия, основанные на тавтологии, разноударные слова, составные.

Что такое рифма

По положению в лирическом произведении стихотворные рифмы бывают конечные (созвучны в конце каждой строчки), начальные (в начале строфы) и внутренние (когда зарифмованные слова стоят возле друг друга). Примеры первых:

Сначала мыши грызли сыр,

А потом нашли зефир.

Примеры вторых:

Выбегает вдруг Володька

И качает головой.

Внутренние: А родители не знали, не гадали и встретились случайно.

Положение в строфе

Рифма может не только располагаться в любой части строки, но и перемещаться от строфы к строфе, «прыгая» по рядкам. Для определения положения словозвучий в качестве помощника можно использовать простые и понятные формулы. Типы рифмовки и наглядные примеры:

Виды рифм в стихотворной форме

  1. Перекрестные. Слова созвучны через строчку. Формула: А Б А Б. Такие типы часто применяются начинающими авторами и музыкантами при написании рэпа. Стихотворения с использованием таких рифмовок благозвучны. Примеры перекрестной рифмы: Сегодня мне приснился сон. Прекрасный, чистый, яркий. В нем был красивый принц и он Дарил цветы, подарки.
  2. Опоясывающие. Другое название — охватные или кольцевые. Такое название обусловлено тем, что рифмовки, расположенные рядом, замыкают в круг другие словосочетания. Формула: А Б Б А. Такое словозвучие считается одним из самый сложных, но строки, сочетающиеся подобным образом, сразу западают в душу читателей. Например: Мы с тобой на разных полюсах. Я ангел во плоти, а ты злой демон. И в сердце адская эмблема. А я душой парю на небесах.
  3. Смежные. Здесь рифмуются слова, находящиеся в соседних строках. Формула выглядит следующим образом: А А Б Б (то есть первая строфа рифмуется со второй, а третья — с четвертой). Пример: По тропинке скакала коза, И не ведала, куда и в какие леса Приведет та дорога одна, По которой спешила она.

В некоторых случаях определить тип рифмовки бывает практически невозможно, поскольку поэты используют различные варианты сочетания, чтобы подчеркнуть эпитеты и создать нужный лирический образ героя.

Парные типы в детских стихах

Простые и сложные техники

Примеры парной рифмы часто можно встретить в детских стихотворениях известных авторов. Это одно из самых простых и понятных словозвучий, поэтому именно такие произведения учат первоклассники на уроках литературы. Двойные рифмы даже используются в скороговорках, загадках, считалочках. Например: Дышит он горячим паром, и скажу я вам недаром! Ведь за ним такая гладь, складок больше не видать.

В стихотворении Агнии Барто про плачущую Таню также используется парная рифмовка. Детская поэтесса очень любила использовать такой тип словозвучия. Он встречается и в других ее произведениях, например, про бычка и лошадку.

Онегинская строфа

Онегинская строфа

Чаще всего автор выбирает один тип рифмовки и придерживается его на протяжении всего стихотворения. Однако великий Пушкин придумал свой оригинальный вариант словосочетания, который впервые использовал в романе «Евгений Онегин». Этот способ был назван в честь героя.

Онегинская строфа состоит из 3 четверостиший и одного двустишия. В стихах сочетается сразу несколько видов рифмовок: кольцевая, перекрестная и двойная. Современники часто используют пушкинский вариант, чтобы ярче выразить свои эмоции.

Поэтические приемы

Способов рифмовки существует огромное количество. Далеко не все деятели культуры применяют их на практике. Многие классики нарушали правила, но тем не менее создавали настоящие шедевры. Писатели и поэты часто пользуются панторифмой. В таком произведении слова зарифмовываются между собой 1−2 слова:

В дальнем оконце появилось солнце.

Заглянуло в дом, а там царит погром.

Многие акулы пера используют сквозную рифмовку. Каждая строфа начинается с одного и того же слова:

Один день остался до весны.

Один час, один миг, одна вечность.

Один рассвет мы не встречаем вместе.

Один закат осталось вспоминать.

Встречаются и эхо-рифмы. Особенность таких произведений заключается в том, что концовка первой строфы повторяется в начале второй:

Мы вышли из бухты.

Ух ты!

Сегодня ушли с вахты.

Ах, ты!

Подобрать рифмы довольно просто. Существует масса онлайн-сервисов, с помощью которых можно осуществить поиск словозвучий. Подбор в рифмовниках и рифмоведах происходит по всему словарю русского языка.