Человек разумный

Толкование термина

Этимология этого слова восходит к интерпретации общеславянского сложного слова, значение которого вызывает споры лингвистов до сих пор. Первая его часть означает «чело, возвышенность» или, по другой версии, является производным слова «челядь».

Хомо сапиенс

Второй части приписывают следующие значения:

  • «сила», «проявление силы»;
  • «сын», «мальчик», «мужчина как член рода».

Попытки сформулировать, что же такое человек, на протяжении веков предпринимались многократно представителями различных наук: биологии, психологии, философии. Многие из них оказались неудачными. В частности, существует версия, что однажды, охарактеризовав человека как двуногое существо без перьев, один из философов получил от оппонента в качестве примера предварительно ощипанного петуха (такой «ответ» доказывал, что не любой двуногий представитель животного мира может считаться человеческим). Этот инцидент явился финалом спора, какой же из признаков является основным отличием.

Толковый словарь Ушакова интерпретирует этот термин следующим образом: человеком называется существо, отличительной особенностью которого от остальных представителей животного мира является обладание способностью к мысли и речи; а кроме того, способностью создавать орудия и пользоваться ими. Потребность и способность создавать свою собственную историю и культуру, а также социальные навыки являются отличительными чертами Homo sapiens.

Авторы «Новой философской энциклопедии» указывают на возможность существования не менее 4 подходов к определению, что значит быть человеком:

Личность с индивидуальными качествами

  1. Современный Homo Sapiens — это один из пунктов систематики животного мира (хомо сапиенс). Согласно классификации, относится к царству животных.
  2. Человек как сущность, выходящая за пределы мира животных, в некоторой степени противопоставленная ему. С этой точки зрения изучением хомо сапиенс занимается обществознание.
  3. Один из представителей, являющийся частью человечества — совокупности всех людей, различия между которыми представлены антропологическими и культурными особенностями. Различны представители и с точки зрения психологии.
  4. Личность с индивидуальными качествами. Проявлением этого можно считать сознательную деятельность, самостоятельное, самобытное мышление.

Исходя из данных пунктов, можно сделать различные выводы о том, в чём заключается предназначение человека как части живой природы.

Взаимоотношения людей

Характерными отличительными чертами человеческого существа авторы энциклопедии называют следующие способности:

  • осуществлять осознанный выбор;
  • понимать ответственность за свои поступки;
  • иметь моральные суждения;
  • ощущать эмоции;
  • формировать традиции;
  • планировать;
  • производить орудия труда;
  • использовать огонь;
  • осознавать собственную смертность;
  • обладать чувством юмора;
  • реализовать ранее сформированные замыслы;
  • изобретать что-то новое.

Вместе с тем отмечается неприспособленность человека к окружающей среде, отсутствие специализации органов для простого животного существования.

Возникновение человека

Возникновение человека

Формирование человека разумного в его современном виде произошло не сразу. Антропогенез (происхождение человека) — процесс длительный.

Согласно наиболее убедительной из известных теорий, самым относительно достоверно установленным предком современного разумного человека — Homo sapiens — был Homo erectus, человек прямоходящий. Его прямой потомок является предком неандертальца. Однако, согласно исследованиям, это — боковая эволюционная ветвь, и современный человек не является непосредственным потомком её представителей. С высокой долей вероятности можно говорить о возникновении человека разумного в Африке, а указанная побочная ветвь эволюционировала в Европе.

Формирование современного человека происходило на протяжении веков. За весь период существования на Земле человеческие существа развивались и приспосабливались к новому образу жизни. Это неразрывно связано с целым рядом модификаций, затрагивающих как анатомическую, так и физиологическую сферы. Кратко наука описывает изменения следующим образом:

  • трансформация структур мозга, которая выражается в следующем: центральная нервная система стала более совершенной, она отличается большим количеством связей между различными отделами;
  • изменение пропорций черепа в сторону увеличения объёма мозгового отдела, в частности, появление более выпуклой и объёмной лобной области; этими особенностями определяется развитие этого биологического вида в сторону увеличения объёма головного мозга.
  • постепенное возникновение способности к передвижению на двух ногах;
  • видоизменение кистей рук, в результате чего сформировалось противопоставление большого пальца ладони и остальных пальцев — так появилась кисть руки хватательного типа;
  • изменение расположения подъязычной кости и гортани: в ходе эволюции эти анатомические образования заняли более низкое положение;
  • изменение зубного ряда, которое проявляется в существенном уменьшении длины клыков (эта характеристика увеличила разрыв между человеческим существом и представителями группы хищных животных);
  • установление регулярного менструального цикла;
  • существенное сокращение и частичное исчезновение большей части волосяного покрова.

Анализ результатов исследований показывает, что указанные трансформации привели к формированию существа, называемого человеком разумным, приблизительно около 200 тысяч лет назад.

Исследователи отмечают, что изучение эволюции способностей, специфических для хомо сапиенс (интеллекта, развитого сознания, языковых особенностей, элементов истории и религии), представляется весьма проблематичным, поскольку их развитие невозможно отследить, изучая археологические находки, останки гоминид, свидетельства их жизнедеятельности.

Философская сторона вопроса

Понятие человеческой сущности менялось на протяжении эпох и отражалось по-разному в различных философских школах. Сколько различных толкований — общих и более детальных — было сформулировано, сказать сложно.

Понятие человека в философии

В античности бытовало представление о том, что человеческое существо делает таковым наличие уникальных способностей разума.

Учение, принятое в иудаизме, трактует явление человеческого индивида как личность, которой присуща способность свободы выбора между злом и добром.

Идея гуманизма, характерная для европейской философии времён эпохи Возрождения, рассматривает сущность человека как высочайшую ценность, которой присуща самобытная индивидуальность.

В Эпоху Просвещения главенствующим становится понятие Homo sapiens как личности независимой и разумной, обладающей неограниченными возможностями.

Возникший в XIX веке поздний романтизм наивысшим приоритетом объявляет все тонкости душевных переживаний, которые следуют из неповторимого, богатого индивидуального внутреннего мира. То есть специфическим отличительным признаком Homo sapiens становится не только разум, возможность мыслить, но и способность чувствовать, переживать, испытывать эмоциональное волнение.

Марксистская идеология рассматривает Homo sapiens с точки зрения общественно-исторической. Здесь «сущность человека… совокупность всех общественных отношений». Являясь и причиной, и результатом истории, человеческое существо в этой системе представляет собой объект воспроизведения опыта всего человечества.