Приводя из поэмы Евгений Онегин аргументы, следует учитывать эту разноплановость произведения. Автор непринужденно переходит от рассуждений о дружбе к описанию хозяйства в провинциальном дворянском доме, наполняя страницы меткими замечаниями и ироничными комментариями.

Любовь и равнодушие

Завязкой и развязкой романа служат два признания в любви. Первое делает юная провинциальная девушка, почти девочка, опытному молодому мужчине. И слышит надменное и холодное нравоучение и отказ. Через 4 года уже замужняя женщина выслушивает признание в пылкой страсти от вернувшегося из путешествия мужчины, своей первой любви. И наотрез отказывает ему.

Пожалуй, все понимают, что любовь не всегда может быть взаимна. Более того, чувствами влюбленного человека могут играть люди равнодушные и насмешливые. Это прекрасно иллюстрирует сцена на балу в «Анне Карениной» — искренняя Китти ждет признания от Вронского, даже не подозревая, что хотя тот «явно ухаживал» за ней, для него это просто игра.

Но даже взаимная любовь не всегда кончается хорошо — это еще один урок поэму. Влюбленные могут погибнуть, как гибнут герои «Ромео и Джульетты» (а это, наверное, самая волнующая история любви в европейской литературе), а могут — расстаться навсегда. Об этом откровенно говорит Татьяна герою: она все еще любит его, но у нее есть свои принципы, которые она не нарушит даже ради любви. Это один из уроков аргумента, посвященного любви в «Онегине». Чувство — это еще не все.

Дружба

Дружба, столь трагически окончившаяся дуэлью, начинается случайно. Онегин и Ленский знакомятся просто потому, что они соседи. А ближе сходятся из-за одиночества, ведь оба не вписываются в местное деревенское общество дворян-помещиков.
Молодые люди очень разные. Онегин — пресыщенный и разочарованный светский человек Петербурга, А Ленский — недавно вернувшийся из немецкого университета наивный, романтичный и пылкий юноша.

История о дружбе двух совершенно разных людей достаточно часто встречается в русской классике, аргументы из «Евгения Онегина» тут не единственные. Так в «Обломове» деятельный и рациональный Штольц искренне привязан к доброму и мягкому Обломову. А волевой и скептичный Андрей Болконский из «Войны и мира» ценит в Пьере Безуховом его «золотое сердце», только с ним «оживая лицом».

Но именно эта дружба обнажает самые неприглядные черты Онегина — его беспредельный эгоизм и эмоциональную черствость. Ведь свое скандальное ухаживание за Ольгой Евгений начинает от скуки, ему нравится «бесить» своего пылкого товарища. Грядущую беду еще можно предотвратить, но цена — репутация героя среди местного общества. Только бессмысленная смерть Ленского заставляет забыть Онегина об «общественном мненьи».

Счастье

 В «Евгении Онегине» нет счастливых главных героев, а вот второстепенных персонажей уверенных в своем благополучии множество. Но как метко подмечает автор «привычка свыше нам дана, замена счастию она».

Мать Татьяны «старушка Ларина» мечтает об удачном замужестве двух дочек, сосед Зарецкий наслаждается, раздувая ссоры между соседями, а Ольга, кажется, не нужно ничего, кроме беззаботной жизни, без единой мысли в голове.

Разумеется, счастье это исключительно индивидуальное понятие. Скромного Акакия Акакиевича осчастливит новая шинель, а ее потеря — сведет с ума. И тут дело не в том, что он бедный мелкий чиновник. Ведь, скажем, Ассоль — дочь бывшего матроса, живущая продажей самодельных игрушек, тоже не богачка и не знатная дама. Но в ее мечтах царит капитан корабля с алыми парусами, который однажды обязательно войдет в гавань рыбацкого городка.

Татьяна, ставшая светской львицей, по-прежнему стремиться к «полке книг» да «дикому саду». Но для Онегина все хуже — от уверенности, что «вольность и покой замена счастью», он приходит к пониманию, что собственными руками разрушил свое счастливое будущее.

Внутренний мир

Мечты, убеждения, надежды любого человека составляют его внутренний мир. Чтобы создать удачный живой персонаж, писателю нужно исчерпывающе описать этот мир.

Наиболее полно в поэме описана Татьяна. Неразговорчивая и замкнутая, любящая природу и книги, способная на решительный поступок и живое сострадание. Героиня оказывается настолько живой, что Пушкин как-то жаловался «Татьяна такую шутку выкинула — взяла и вышла замуж». Но именно эта ситуация позволяет ярче проявится основной черте девушки — умению быть верной себе.

Так, в «Бедной Лизе» — Лиза чувствительная жертва обстоятельств, всегда верная и всегда страдающая. А князь Мышкин в «Идиоте» олицетворяет бесконечную доброту, которая не способна выдержать столкновение с безжалостной реальностью.

Честь и совесть

Две этические категории «честь» и «совесть» тесно переплетены. Часто эти понятия считают взаимозаменяемыми. Но как раз в 18–19 веках эти понятия были различны и даже вступали в противоречие.

Классический пример — молодой Дубровский, которому честь велит отомстить человеку, погубившему его отца. И для этого годятся любые средства и методы. Но любовь заставляет его увидеть в своих врагах (а ими он считал всех домашних Троекурова) обычных людей, которых совесть позволяет обижать.

Здесь честь — что-то, о чем знают другие люди, мир общество. С другой стороны совесть служит основой чести, но ее требования известны только самому «хозяину». Как один из персонажей «Кому на Руси жить хорошо» Ермила Гирин идет против своей совести, он оказывается не в силах вынести ее давления и упреков.

Совесть и честь Онегина вступают в конфликт при получении вызова на дуэль. Его честь требует согласиться, ведь иначе окружающие посчитают его трусом. Но его совесть ясно говорит герою, что в создавшейся ситуации виноват он  сам, поэтому должен искать примирения. И как раз неспособность Евгения прислушаться с совести приводит к трагедии.

Эгоизм

 В первой половине поэмы эгоизм — самая яркая черта главного героя. Уже в аргументах о дружбе «Евгения Онегина» отмечалось, что только его эгоизм привел к дуэли с Ленским. Неумение уважать чувства и интересы других людей, то есть эгоизм, мужчина демонстрирует с первых страниц. Дядя умирает? Поскорей бы, мне так скучно с ним сидеть, да и наследство получить хочется. Только смерть друга, пробивает его себялюбивую скорлупу.

Классическая литература полна примеров эталонных эгоистов, которых ничем не проймешь. Например, Элен Курагина, без смущения изменяющая мужу. А потом выбирающая нового партнера (принц или важный чиновник?), не заботясь о чьи-либо чувствах. Или Ольга из чеховской «Попрыгуньи», которая так убеждена в своей исключительности, что ее муж Дымов «простой и обыкновенный человек» не имеет права осуждать ее любовные приключения.

Нравственный выбор

Выбор поступка, который может изменить твою жизнь, всегда выбор нравственный, этим задаются определенные «моральные параметры», которым человек будет следовать.

И не только Онегин перед дуэлью совершает нравственный выбор.тФинальный эпизод романа в стихах рассказывает о выборе Татьяны. Ведь в том миг, когда она поняла, что все еще любит Евгения, и он теперь тоже влюблен в нее, ей пришлось решать, что делать. Как известно, героиня решает, что верность и ответственность важнее любви и страсти.

Это типичная коллизия для европейской литературы. Гамлет жертвует сначала любовью, потом дружбой и, наконец, собственной жизнью, чтобы узнать правду. А Маргарита, готова рискнуть своей душой ради любимого, но в решающий момент просит за Фриду, понимая, что той нужна помощь даже больше, чем самой Маргарите.

Взаимопонимание

Взаимопонимание — умение верно оценивать слова и поступки другого человека, дается людям не просто. Самые близкие люди могут превратно понять сказанное. Это емко выражено в тютчевских строках «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…».
Если бы Ленский хоть немного понимал Онегина, он бы сразу догадался, что его поведение на дне рождении Татьяны не попытка соблазнить Ольгу, а выходка скучающего человека. А если бы Онегин хоть немного задумался о чувствах Татьяны, то быстро догадался бы, что неопытная девушка нарисовала в мечтах образ, в который и влюбилась.

Умение или неумение понять другого человека часто становится движущей силой сюжета в литературе. Так, любовь Пьера к Наташе получает толчок, когда он догадывается, что ее увлечение Анатолем, не следствие нравственной нечистоплотности, а ошибка неопытной и влюбчивой девочки. И чем лучше он понимает Ростову, тем дороже она ему становится.

Одиночество

Главные герои «Евгения Онегина» словно обречены быть одинокими. Но их одиночество разное. Для героя его неспособность найти близких людей, это еще оно доказательство его исключительности. Евгений понимает, что умней своего окружения, его кругозор шире, поэтому не желает, не только общаться с заурядными людьми, но и искать людей ему равных по уму. В каком-то смысле он горд своим одиночеством. Это напоминает о самом одиноком герое русской литературы Печорине из «Героя нашего времени», этот человек жалуется, что его никто не понимает, что «лучшие мои чувства..я хоронил в глубине сердца», но отталкивает любого, кто приближается к нему.

Для Татьяны все иначе, ее одиночество тяготит ее с раннего детства. Даже в своем наивном любовном письме, она горько пишет «я здесь одна, никто меня не понимает». Но этот призыв к родственной душе (как она думает) остается без ответа. Для нее одиночество трагедия, как для героя чеховской «Тоски» Ионы, который безуспешно пытается рассказать хоть кому-нибудь о своем горе, но никто не желает разделить его тоску по умершему сыну.

Человек и общество

Кроме психологических тем в «Евгений Онегин» аргументы для итогового сочинения, есть и социальная проблематика. Пушкин не раз поднимает вопрос о зависимости от героя от общества. Точнее, от «света», то есть среды состоятельного и знатного дворянства. Он родился и воспитывался среди этих людей. Но, в конце концов, «ему наскучил света шум».

При всех своих недостатках Евгений слишком сильная личность, чтобы жить бессмысленной и бесцельной жизнью. Но ничего другого столичное общество ему предложить не может. Его поездка в деревню — это почти бегство от пустоты, которая рано или поздно его засосет. Так происходит с Ионычем, героем рассказа Чехова, в начале — это веселый и общительный врач, посещающий знакомых, влюбляющийся в молоденькую музыкантшу. Но обыденная и серая жизнь буквально за пару лет превращает его унылого обывателя, не желающего ничего нового.

Но вскоре Онегин понимает, как и Чацкому в «Горе от ума», что побег никак не сможет решить его проблем. Финал романа открыт, но не только потому, что поэма была не закончена автором. Скорее, для самого Пушкина было неясно, в какого человека превратиться его герой.