Орфоэпической нормы как художественный прием

Основные понятия орфоэпии

Сегодня проводится много всевозможных платных тренингов, направленных на постановку речи и освоение ораторского искусства. Такие занятия являются обязательными для тех, кто не умеет хорошо и правильно разговаривать. Это сильно мешает продвижению товаров и услуг, рекламе и многим другим видам профессиональной деятельности. При желании решить проблему можно и своими силами. Порой для этого нужно просто изучить основные орфоэпические нормы русского языка, начав применять свои знания на практике.

Определение и классификация

Сам термин «орфоэпия» состоит из двух частей. Ее истоки идут еще из древнегреческой культуры. Частица orthos дословно переводится как «правильный», тогда как вторая составляющая, epos, означает «речь». Проще говоря, термин означает «правильная речь». Хотя само понятие является более широким, предполагая целую науку.

Орфоэпические нормы

Базой для основных орфоэпических норм современного русского литературного языка стал московский диалект XVII столетия. С тех времен общепринятые нормы претерпели лишь незначительные изменения. Сегодня они изучаются более глубоко, условно делясь на две основные группы:

  • старшая, под которой подразумевается еще старомосковские привычки и особенности построения речи, а также произношения отдельных звуков и их сочетаний в определенных словах;
  • младшая, способная отражать одно только произношение, являющееся актуальным для современного литературного слога.

В настоящее время изучение предмета является обязательным не только для тех, кто мечтает посвятить свою жизнь русскому языку и литературе. Внимательное изучение орфоэпических норм обязательно пригодится для успешной сдачи ЕГЭ в школах и государственной аттестации в вузах, а также для дальнейшего успешного построения карьеры. Кроме того, нередки ситуации, когда неправильное произношение вызывает недопонимание, а то и вовсе провоцирует всеобщее осуждение. По тому, как говорит человек, принято судить о степени его образования, эрудированности и интеллекта.

Главные разделы

Один из самых эффективных способов усовершенствовать собственную речь — чтение литературы разных жанров. Но это практика, а специалисты рекомендуют не забывать и о теории. Ведь речь идет о целой науке, включающей в себя несколько разделов. Нужно изучить:

Орфоэпические нормы русского языка

  • Звуки. Раздел делится на гласные и согласные, так как основные орфоэпические нормы, прежде всего, сводятся к регулированию произносимых звуков.
  • Отдельные морфемы, под которыми подразумеваются наименьшие части языка, имеющие определенный смысл. Проще говоря, это значимая часть слова, в роли которой может выступать как приставка и корень, так и суффикс.
  • Имена и отчества в разных падежах и склонениях.
  • Слова иностранного происхождения, которых в последнее время в русском языке всё больше и больше.

Конечно, в идеале рекомендуется уделять внимание всем разделам орфоэпии без исключения, так как они являются основными положениями литературного произношения. Без их усвоения корректная речь невозможна.

Изучение правил произношения

Нормами орфоэпии регулируется звуковое произношение. А так как в русском языке выделяют две группы звуков (гласные и согласные), то и правила их корректного произношения будут существенно отличаться друг от друга.

Гласные и согласные

Рассматривая тему произношения гласных, в первую очередь необходимо уделить внимание их классификации по интонации, ведь все звуки этой группы можно условно разделить на ударные и безударные. Под ударными гласными подразумеваются те звуки, которые имеют сильную позицию в слове, полностью меняя его интонацию. Отчетливое звучание, а также безошибочная возможность определения подъема и ряда позволяет выделить ударную из всех гласных конкретного слова.

Что касается безударных, то их отличительной характеристикой является стертость, сопровождающаяся слабой позицией, нередко полностью теряющейся в процессе произношения. При этом определяющую позицию играет размещение безударных гласных в слове. Если они находятся в предударном слоге, то имеют менее выраженную редукцию (изменения), чем в любом другом месте.

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка

Рассматривая само произношение гласных, стоит привести следующие примеры орфоэпических норм, в которые специально не включаются ударные звуки, и без того имеющие четко обозначенную позицию:

  • Гласные «а» и «о», которые попадают в слог, расположенный непосредственно перед ударным, всегда произносятся как «а». Пример - форзац.
  • Если же гласная «о» идет вслед за слогом, который является ударным, то произносить его необходимо, как некое гибридное сочетание «ы-а». Примечательно, что при составлении фонетического разбора слова в транскрипционном значении эта комбинация будет выглядеть как твердый знак, что лишний раз указывает на способность гласной сильно редуцировать.
  • В случае если гласные буквы «а», «я» и «е» приходятся на предударный слог после мягкой согласной, то их произношение будет представлять из себя комбинацию звуков «и-е» с транскрипцией в виде «и» с индексом «э». Пример - восприняла.
  • Буква «и», расположенная перед твердой согласной, произносится исключительно как «ы». Стоит отметить, что речь идет не только об определенных словах, но и их словосочетаниях с предлогами и союзами.

Для более четкого понимания значения этих правил и форм их применения на практике стоит ознакомиться со сводной таблицей наиболее наглядных примеров рассматриваемых норм произношения гласных в русском языке. Выглядит она следующим образом:

Орфоэпические нормы примеры нарушение

Особое внимание уделяется и произношению согласных, которые имеют свойство меняться в зависимости от своего расположения в словах и различных их сочетаниях. Так, устный стиль изложения этих букв будет разным в зависимости от следующих комбинаций и сочетаний:

  • Согласные звонкие, расположенные перед глухими в середине или в конце слова, приобретают стертую приглушенную тональность. Исключением является звук «г», который меняется на «к» вне зависимости от своего положения в слове. Кроме того, иногда этот звук и вовсе может произноситься, как «х», однако такая вариативность встречается крайне редко.
  • Если глухой звук стоит перед звонким, то по произношению он всегда становится равноправным ему. Исключение — звук «в».
  • Нередки случаи, когда твердые согласные, стоящие перед мягкими, смягчаются. И, наоборот, есть звуки, которые не способны менять силу своей позиции ни при каких обстоятельствах. Речь идет о таких твердых, как «ж», «ц» и «ш». Точно так же не меняют свою мягкость и буквы «щ» и «ч», произношение которых остается неизменным при любом расположении.
  • Губные согласные в большинстве случаев имеют двоякое произношение.
  • Сочетания «ч-н» и «ч-т» нередко произносятся как «шн» и «шт».
  • Фиксировать сдвоенные согласные их продолжительным произношением приходится только в том случае, если ударный слог располагается перед ними. В обратной ситуации они произносятся коротко, без акцента на сдвоенность.

Рассуждения в этой области должны иметь подкрепление наглядным примером, ведь только тогда материал может быть усвоен максимально эффективно. Так, довольно подробное отражение изложенной теории можно найти в следующей таблице примеров произношения согласных:

Орфоэпия гласные и согласные

Не следует забывать и об особенностях звучания отдельных морфем в составе определенных слов. Произношение может меняться в окончаниях множественных прилагательных, поставленных в именительный падеж. К примеру, слово «карие» произносится как «карии».

Особенным является и произношение окончания прилагательных среднего и мужского рода, употребляемых в единственном числе родительного падежа, и в качестве еще одного примера можно привести слово «красивого», которое произносится, как «красивова».

Другие нормы

Существует множество других норм произношения, не прописанных в словаре. Проще всего регламентировать все эти правила, вынеся их в следующий список обязательных для запоминания и соблюдения основ орфоэпических норм:

Орфоэпия

  • Частица «ся» произносится как «ца» или «тца» в случае расположения последнего сочетания звуков на стыке окончаний. Кроме того, возможным остается и произношение «тса», которое остается актуальным для глаголов в повелительной форме, имеющих окончание «ться».
  • Чередование окончаний «ого» и «его», гласный звук в которых меняется на «в». Исключением в этом случае будут являться фамилии с аналогичными окончаниями в именительном падеже.
  • Сокращения графического типа. В эту категорию попадают всевозможные инициалы, условные обозначения для единиц измерения, страницы и другие сокращения, чаще всего используемые для сокращения объемов печатных текстовых документов. Естественно, подобные обозначения должны оставаться в неизменном виде только в печатном или электронном виде, полностью расшифровываясь в устной речи. Что касается нарочитого произношения сокращения, то его можно расценивать в качестве нарушения орфоэпической нормы или как художественный прием для подчеркивания иронического подтекста.
  • Имена и отчества. Стоит отметить, что отчества не получили применения ни в одном языке, кроме русского. Что касается их произношения, то окончания могут сокращаться при устном произношении, меняясь с «ьевич», «еевич» и «ович» на «ич» и «ыч». Правда, актуальными такие сокращения остаются только для мужского рода. Если же говорить о роде женском, то в этом случае также возможны определенные сокращения, когда целые сочетания или буквы «проглатываются» во время устной речи («Анна Сергевна», «Виктория Тимофевна»).
  • Заимствованные (иностранные) слова. В этой области произношение носит более индивидуальный характер, хотя существует несколько универсальных правил, необходимых для соблюдения. Среди них — сильная позиция «о» вне зависимости от ударения, сохранение твердости согласных перед «е».
  • Акцентологические нормы, под которыми подразумеваются правила расстановки ударения, нефиксированных в русском языке, что делает речь богаче и интереснее. Так, существует целая группа слов с двойным ударением. Примечательно, что в отдельных словах привычная постановка ударений считается устаревшей, ввиду чего их необходимо произносить на новый лад.

Поначалу изучение всех перечисленных норм орфоэпии и их многочисленных производных может показаться непостижимым, но на самом деле все не так сложно, как кажется. Углубление в родной язык является поистине увлекательным и полезным занятием, способствующим развитию личности.