Философия древней индии

Ведический период

Источником знаний о ведическом периоде древнеиндийской философии является собрание памятников литературы, которые объединены под одним заглавием «Веды» (дословно «знание», «ведение»). Книги созданы на санскрите — древнеиндийском языке.

Писания сформированы из 4 собраний молитв, гимнов (самхит), заклинаний и песнопений:

Ригведы древней индии

  • Ригведы;
  • Яджурведы;
  • Атхарваведы (Атхарвангирасы);
  • Самаведы.

Каждый постепенно дополнялся и комментировался магическими, философскими и ритуальными текстами:

  • Брахманы;
  • Араньяки;
  • Упанишады.

Философские взгляды Древней Индии особенно ярко отражены в Упанишадах.

«Веды» считаются откровением бога подобно Библии, но свою базовую направленность книги, скорее всего, получили в середине I тыс. лет до н. э. Истинными знатоками этих Священных Писаний по праву признаны брахманы.

Философия Упанишад

Философия Упанишад

Изначально Упанишады подразумевали присутствие рядом с учителем для осознания истины. Со временем термин получил значение тайного учения. В Упанишадах развит смысл объединения всего сущего, тема космологии, поиск причин и следствий различных феноменов. Например, были поставлены вопросы: «Куда пропадают звёзды днём?», «Куда исчезает солнце ночью?».

В отличие от первых двух книг, здесь делается акцент не на внешнюю, а на внутреннюю сторону бытия и всего происходящего. В основном рассматривается человек и его познание, в частности, совершенствование нравственности. Поставленные проблемы: «Откуда мы появились?», «Кто мы и куда идём?» — очень чётко характеризуют Упанишад.

Первоосновой бытия в этом учении считается Брахман — духовное начало, безликая всеобъемлющая душа, из которой происходит мир со своими составляющими. Многогранность Брахмана достигается за счёт его самопознания. Он тождественен и одновременно противоположен Атману — субъективному духовному началу, «Я». Брахман, представленный в индивиде, осознавая себя, постепенно становится атманом.

Эпический период

Поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна».

Значимыми литературными произведениями этого периода философии Древней Индии считаются поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». Полагают, что «Махабхарата» была создана мудрецом Вьясом, а «Рамаяна» — Вальмики. Эти поэмы образовывались и подвергались редакции на протяжении многих веков, в них отразились и явления ведической эпохи.

Поэмы выражают божественные и бесстрашные стороны человеческих отношений, поэтому период был назван «эпическим». В одной из частей поэмы «Махабхараты» — «Бхагавадгите» — раскритикованы замыслы Упанишад.

Эпическая часть древнеиндийской философии началась в VI в. до н. э. В это время Индия переживала основательные реформы. Происходит усиленное развитие ремесленного и земельного производства, идёт увеличение дифференциации социума и увеличение влияния монархии.

Наряду с этим меняются и взгляды индийского народа. Набирает силу критика в отношении ведического брахманизма.

Исследование занимает место интуиции, а философия подменяет религию. Внутри философии зарождаются противоречивые и враждующие философские школы древней Индии и системы, отражающие реальность разногласий тех времён.

Ортодоксальные школы

Такие школы не выступают против авторитета Вед, а наоборот, полностью опираются на них. Следует рассмотреть фундаментальные принципы в философии этих систем.

Система Миманса

Миманса — это размышление, изучение ведических текстов о жертвоприношениях. Учение, которое объясняет ведический ритуал. Здесь Веды вплотную подходят к идее долга (дхарме). Его исполнение в первую очередь подразумевает принесение в жертву. Исполнение долга и приводит постепенно к отречению от кармы и к избавлению от перевоплощений и страданий.

Направление Веданта

Направление Веданта

Веданта (окончание Вед) — очень серьёзная система, очень важная основа в философии индуизма. Это учение принимает брахмана в виде абсолютной духовной ипостаси мира. Отдельные души (атманы), воссоединяясь с богом через познание, приходят к спасению.

Выход из круговерти перерождений (сансары) и есть взгляд на всё сущее, с точки зрения высшей истины; осознание того факта, что внешнее пространство, окружающее человека, есть обманчивый мир, а верной постоянной реальностью является брахман, с которым отождествляется атман. Основной дорогой, ведущей к познанию истины, является полное соблюдение норм нравственности и медитация, приводящая к усиленному раздумью над вопросами Вед.

Йога: основные особенности

Специфика школы Йога (углублённое размышление, созерцание, напряжение) подразумевает психологическое обучение на практике. Его теоретической основой служит санкхъя, однако в этом учении есть собственное божество.

Немалую область Йоги занимает обучение правилам психической тренировки, состоящей из последовательных упражнений:

  • Яма — наблюдение за собой;
  • Асана — контроль дыхания в определённых положениях тела;
  • Пратьяхара — ограждение чувств от внешних влияний;
  • Дхарана — сосредоочение мысли;
  • Дхъяна — медитация;
  • Самадхи — состояние отчуждения.

Йога: основные особенности

В течение заключительного упражнения происходит разъединение духа с телом, достигается разрыв пут кармы и сансары. В основном учение направлено на формирование высоконравственной личности.

Система Санкхъя

В основах Санкхъи (перечисление) положен не сам ведический текст, а рассуждение и независимо приобретённый опыт. В этом контексте санкхъя отличается от веданты и мимансы. Эта школа принимает за основу мироздания пракриту или природу, и вместе с ней наличие пуруши или совершенной души. Благодаря присутствию пуруши во всех предметах, существуют и сами предметы. При воссоединении пуруши и пракрити происходит зарождение начальных принципов мироздания, материальных (вода, воздух и пр.) и духовных (сознание, разум и пр.).

Школа Вайшешика

Школа Вайшешика

На начальных этапах развития этому учению присущи сильно выделяющиеся материалистические моменты. Согласно ему, все предметы всегда изменяются, но при этом они обладают неизменными элементами — атомами. Шарообразные частицы никем не сформированы, долговечны и у них много качеств (семнадцать). Они являются строительным материалом для всех вещей. Окружающий мир, состоящий из атомов, развивается с помощью бога, действующего по законам кармы.

Учение Ньяя

В системе Ньяя (смысл, предписание), которая является учением о видах и законах мышления, характерной чертой является изучение философских вопросов с помощью логики. Освобождение — финальная цель жизни человека. Представители этой системы считают, что способы и условия настоящего познания как метода достижения избавления определяются с помощью логики. Под избавлением понимается окончание воздействия негативных источников терзания.

Учение Ньяя

Самым известным и значимым памятником литературы всей истории Индии признана «Бхагавадгита», которую зачастую нарекают просто «Гита». Она является частью «Махабхараты». «Бхагавадгита» означает песнь бога или Кришны.

Религиозный трактат был создан в середине I тыс. лет до н. э., показавшая потребность народа к замене старой Упанишад на формальную и менее абстрактную религию. Книга со своим богом Кришной довольно успешно решила этот вопрос и дала начало для нового движения в религии — индуизму. Учение «Гиты» не опровергает ведический авторитет, а наоборот, подвержено серьёзному влиянию Упанишад. У истоков новой эры индуизм получил переломное влияние в идеологии народа Индии.

В «Бхагавадгите» повествуется о том, что постоянно меняющаяся действительность не является начальной — пракрити. Наивысший брахман — это неизменное, начальное бытие. Не стоит грустить о смерти, потому что она и есть увядание. Индивидуум человека может меняться, однако его сущность не будет уничтожена даже после смерти, т. е. человеческий атман остаётся без изменений, даже если тело превратилось в прах.

Наподобие Упанишад, в «Бхагаваде» приравниваются брахман и атман. За бренным телом стоит атман, за приходящими вещами мира — брахман. Оба понятия равны и едины по своей натуре. Основной объект познания в «Гите» — верховный брахман, который не имеет конца и начала. Только познав его, человек обретает вечную жизнь.

Неортодоксальные системы

Посреди многочисленных сторонников иных взглядов, выступающих против авторитетных Вед, можно выделить представителей основных неортодоксальных систем философии:

  • Джайнизм;
  • Чарвака (материалисты);
  • Буддизм.

Учение Джайнизм

Основоположником этого учения является общественный деятель Махавира Вардха-мана (VI в. до н. э.), получивший имя Джина или Победителя (подразумевается победа над круговоротом реинкарнаций). Основной характеристикой этого направления служит житие личности. По учению джайнизма, индивид дуалистичен и состоит из дживы (духовной составляющей) и адживы (материальной состовляющей). А связь осуществляется за счёт кармы.

Учение Джайнизм

Карма здесь является утончённой материей, а не законом расплаты. Личность возникает при воссоединении неживой материи с душой при помощи кармы, сопровождающей душу в постоянной цепи перевоплощений.

Движение джайнизма сохранилось в Индии и по сей день.

Школа Чарвака

Школа Чарвака

Чарвака является материалистичным учением Древней Индии и Индии средних веков. Поздний вариант подобной философии — локаяты, с которой зачастую сравнивается. Никаких произведений не дошло до нашего времени, а ознакомление с этим учением происходит по изречениям иных школ.

Отрицая замысел брахмана, атмана и кармы, Чарвака принимает за основу всего сущего материю из 4 элементов: ветра, пламени, земли и воды. Бытие и сознание происходят от этих общих элементов. Материя способна к мышлению, а смерть — прекращение всего. Локаятиками признаётся только этот мир, или лока. Поэтому их считают материалистами и называют чарваками по имени основоположника теории — Чарвака.

Характеристика буддизма

Возникновение буддизма и джайнизма относится к VI в. до н. э. Буддизм был основан принцем Индии Сиддхартха Гаутама, более известным как Будда (просветлённый). Такое имя он получил после достижения пробуждения и понимания наиболее правильной жизненной позиции (отвергающей крайности) после долгих лет в отшельничестве.

В основе буддизма лежит этико-практическая направление, и главным вопросом является бытие личности. Такое учение проповедует список из четырёх благородных истин:

Характеристика буддизма

  • Вся человеческая жизнь состоит из страданий.
  • Есть основание для страдания, которое выражается в стремлении к жизни, которое ведет через радость и вожделение к перевоплощению.
  • Существует избавление от терзаний, ликвидация причин страдания, т. е. устранение этого стремления к жизни.
  • Есть путь, приводящий к избавлению от мучений, и не принимает как жизнь, посвящённую наслаждениям, так и путь воздержания и самобичевания. Только в этом состоит принцип буддизма среднего пути, предлагающий избегать крайностей.

Следовательно, философия буддизма и джайнизма носит эгоистичный и самодостаточный характер.

Попытки понять окружающий мир и своё место в нём позволили философам Древней Индии сделать первые шаги в развитии разнообразных школ. Так зародилась философия Индии, которая внесла значительный вклад в мировую культуру.