История немецкой философии

История немецкой философии

Именно схоластика, базирующаяся на синтезе католического христианства и логики Аристотеля, стала первой формой немецкой классической философии, активно продвигаемой средневековым ученым Альбертом Великим, который слыл ярым приверженцем реализма. Особую нишу в науке тех времен занимали и такие направления, как мистические учения Майстера Экхарта, базирующиеся на отождествлении Бога со всем миром и обособлении человеческой интуиции как наиболее точного источника познаний.

Особенности и направления

Основополагающая черта учения

Со временем учение претерпевало многочисленных изменений, и не последнюю роль в этом вопросе сыграла Реформация и труды ее основоположника Мартена Лютера. В частности, трактат знаменитого богослова «О рабстве воли» круто изменил ход немецкой мысли, позволяя оценить значение и роль человека в обществе, что шло вразрез с предыдущими трудами, несмотря на их выраженную общность по теологической форме.

В эпоху Просвещения также произошли кардинальные перемены, ведь именно на этот период выпало начало формирования первой философской терминологии. Определяющую роль в этом процессе сыграл немецкий деятель Христиан Томазиус, который черпал вдохновение в трудах своих французских современников. В этот же период отличился еще один ученый по имени Готфрид Вильгельм Лейбниц, который в своих трактатах делал упор на науку и естествознание.

В итоге ближе к XIX веку сформировался костяк классического немецкого философского учения, которое считается уникальной составляющей мировой науки.

И к главным достижениям этого направления за всю историю его существования можно отнести:

  • Глубокое изучение наиболее распространенных проблем человечества с выводами, во многом определяющими дальнейшее развитие науки.
  • Объединение и своеобразное упорядочивание всех известных ранее философских форм от примитивного материализма до идеализма в субъективном его значении.
  • Именно основоположники немецкой философии в своем большинстве вошли в золотой состав мировых ученых, подарив человечеству такие великие умы, как Ницше, Шопенгауэр, Гегель и пр.

Естественно, на этом вклад лучших немецких мыслителей в мировую философию отнюдь не заканчивается, ведь речь идет о более емком понятии, позволившим ученым наконец-то отойти от изучения высших материй в пользу человеческого естества и всех тех проблем, которые с ним так или иначе связаны. Кроме того, впервые вся история развития была рассмотрена в качестве целостного процесса, позволив переосмыслить всю ранее созданную логическую и теоретическую базу.

Философы эпохи возраждения

Стоит признать, что немецкая философия менялась вместе с европейским обществом, и уже сейчас можно условно классифицировать ее по трем основным направлениям. К этим составляющим относятся объективный идеализм, который подробно рассматривали в своих трудах такие знаковые персоны, как Кант, Гегель и Шеллинг, субъективный идеализм, описываемый в трудах Фихте, а также материализм Фейербаха.

Главные отличительные характеристики

Достижения философов

Основополагающая черта учения сводится к обособлению диалектики античности как метода познания, чего не наблюдалось в философских течениях эпохи Просвещения, когда все базировалось на проблемах и вопросах метафизического характера. Проще говоря, ранние немецкие философы считали, что все процессы в мире являются статичными, не поддаваясь какой-то коррекции и глобальным изменениям, тогда как в современных работах ученых предлагается рассматривать каждый процесс в качестве сложного объекта с многочисленными связями, зависимого от многих обстоятельств.

Родоначальником таких взглядов считается Гегель, но при более детальном изучении вопроса становится понятно, что весь фундамент для подобного переосмысления был заложен еще раньше, ведь основной вклад в эти изменения внес не кто иной, как Иммануил Кант. Если же рассматривать всю концепцию классического учения, то есть смысл условно разделить ее по основным направлениям, выделяя всех придерживающихся их мыслителей:

Труды Шеллинга

  • Если начинать с Канта, то, согласно его теории, концептуальная диалектика отождествляется с пределами возможностей человеческого познания со всеми его чувствами и способностью мышления. При этом во главу угла ставится гносеология и этика, так как ученый считал человека существом нравственным.
  • Идеалист Фихте продвигал развитие творческой активности и противопоставление двух противоположных человеческих Я как стимул для совершенствования самосознания. В соответствии с этой версией, условно поделенной не только на гносеологический и социально-политический, но и на онтологический тип, устройство жизни личности напрямую зависит от требований его разума.
  • Труды Шеллинга фактически являются продолжением умозаключений Фихте с той лишь разницей, что в этом случае вся диалектическая концепция базировалась на развивающемся духе. При этом основой для обозначения прямой взаимосвязи между субъективным и объективным являлись онтология и натуралистическая философия.
  • Если же рассматривать труды Гегеля, то речь идет о всесторонне представленной идеалистической диалектике, позволяющей исследовать мир во всех его направлениях в качестве единого процесса, характеризующегося беспрерывным движением и изменением. Постоянное отмирание старого при появлении нового, неизбежность конфликта между ними в переходном периоде, наличие прямой взаимосвязи самосознания индивида не только с определенными предметами, но и с самосознанием других личностей — вот суть основных позиций этого классика.
  • Материалист Фейербах рассматривал основные проблемы человечества через определенные связи, предпочитая выделять определенные звенья типа «сознание и материальное», «дух и тело» и пр. В результате появилось новое философское направление — антропологический материализм, представляющий собой своеобразную схему, в центре которой находится индивид, являющийся объектом для себя и субъектом для всех окружающих.

Список этих представителей немецкого классического направления входит в золотую десятку мировой философии, так как их идеи и разработанные системы имеют свойство выделяться, становясь платформой для дальнейшего развития науки во всех возможных направлениях. Для углубления знаний в этой сфере рекомендуется хотя бы кратко ознакомиться с самыми важными тезисами ученых, невзирая на то, что они в значительной мере разнятся друг с другом.

Основоположники и их учения

Одним из самых известных философов во всем мире является Иммануил Кант, имя которого нередко упоминалось не только в научной, но и художественной литературе, ведь даже булгаковский Воланд рассказывал о встрече с ним. Конечно, подобные упоминания философа не раскрывают всей значимости его трудов, которые нуждаются в более детальном изучении.

Иммануил Кант

Великому философу довелось жить на рубеже XVIII и XIX столетий, готовя благодатную почву для дальнейшего развития собственного дела. Проводя общий теоретический экскурс, стоит разбить творчество Канта на два условных периода: докритический и критический, оба из которых базировались на демонстрации роли эволюции и динамичности развития всего мира в целом. Кроме того, именно этому ученому принадлежат определения синтетического, априорного, апостериорного и аналитического суждения.

Что касается периодов, то их суть заключалась в следующих особенностях:

Иммануил Кант

  • Докритический период работы Канта стал своеобразной предтечей критического периода. В трудах этого времени философ впервые описал мироздание в полном соответствии научным знаниям. То есть Кант ссылался не на творца, а на некие физические процессы, в результате которых появились космические тела, мир и, как следствие, сам человек. В целом же ученый рассматривал эти неотъемлемые друг от друга части как единую систему со сложными взаимосвязями.
  • Критический период творчества ученого получил такое название из-за его трудов того времени. Одним из наиболее популярных из них стал трактат «Критика чистого разума», опубликованный в 1781 году. Согласно ему, рассуждения человека о чем-то, что выходит за грани его понимания, неминуемо порождают серьезные противоречия, которые могут быть в равнозначных степенях доказуемыми или, напротив, недоказуемыми.

Можно сказать, что учения Канта основывались на теории, выделяющей сразу три основополагающие составляющие: разум, чувства и рассудок. Философ считал невозможным вынесение каких-то моральных выводов из конкретного опыта, объясняя это тем, что для каждого общества допустимой является определенная норма поведения, которая в другом месте может оказаться совершенно неприемлемой.

Именно наличием нравственности в обществе Кант объяснял справедливость существования этого мира, подчеркивая, что моральные качества никак не связаны с приобретенным опытом или отдельными явлениями. При этом ученый призывал людей поступать согласно той норме, которую они хотели бы видеть утвержденной на законодательном уровне.

Георг Фридрих Вильгельм Гегель

Георг Фридрих Вильгельм Гегель

Изучая главное в классической немецкой философии, нельзя оставить без внимания основного последователя Канта Гегеля, считавшего возникающие в процессе познания противоречия главным двигателем, импульсы которого заставляют развиваться. Кроме того, ученый делал упор на проблему, неизменно возникающую при попытке перехода от идеального к реальному, полагая, будто такие процессы должны проходить самостоятельно.

Выведя определенные зависимости из противоречий, возникающих при изучении качеств каждого предмета или объекта, Гегелю удалось написать уникальную в своем роде теорию. Согласно ей, все человечество или конкретный индивид проходит ступени своеобразной лестницы духовного становления, на вершине которой находится высшая награда — чистое мышление, а проще говоря логическое восприятие всего происходящего вокруг.

Вклад этого ученого в философию довольно трудно переоценить, особенно если учесть тот факт, что он изучал не только феноменологию человеческого духа, но и множество других более приземленных и практичных вещей. Среди них философия права, природа денег и ценообразования, товарный фетишизм и прочие неотъемлемые составляющие жизни каждого цивилизованного общества.

Материалистическая концепция Фейербаха

Материалистическая концепция Фейербаха

При изучении материалистической концепции стоит ознакомиться с трудами Фейербаха, ведь в обозначенной сфере этому ученому не было равных. Центральной идеей его трудов является противопоставление таких важнейших направлений, как философия и религия, так как автор считал их совершенно несовместимыми и остро противоречащими друг другу мировоззренческими формами. Рассматривая Бога, Фейербах характеризовал его отнюдь не в качестве высшей силы, а лишь как отражение прошедшего очищение человеческого естества и стороннего объекта для почитания.

Стремление к религии философ объяснял как примитивный страх человека перед стихией, неизведанным и непредсказуемым, считая, что люди придумывали себе всевозможные духовные образы для защиты и спасения. Удивительно, но несмотря на явный атеизм, сам ученый этого не признавал, находя особое объяснение своим взглядам по отношению к религии. Тем не менее более подробное изучение этих объяснений, базирующихся на критической оценке любых вероисповеданий, порождает новые противоречия и ставит под вопрос всю концепцию идеалистического мировоззрения.