Краткое описание картины «Боярыня Морозова» Василия Сурикова

Описание и анализ сюжета

Центральной фигурой на полотне выступает боярыня Морозова. Она состояла в родстве с династией Романовых и находилась в близких отношениях с царем Алексеем Михайловичем. Помимо картины об этой поистине легендарной героине создано много художественных литературных произведений, повествующих о её насыщенной биографии и судьбе. Автором этих рассказов был русский драматург и прозаик Георгий Северцев-Полилов.

Василий Иванович Суриков

Картина Василия Ивановича Сурикова впечатляет своими масштабными размерами (304х568 см). Художник ответственно подошел к созданию полотна, делая множество зарисовок на протяжении четырех лет. Произведение написано масляными красками на холсте. Основной сюжет состоит в описании известных трагических событий в истории царской России середины XVII века, получивших название «раскол церкви».

Анализ картины «Боярыня Морозова» следует начать с разбора жанра и стиля. У произведения историческая тематика, написано оно в жанре реализма. Именно это позволяет автору наиболее точно и объективно описать портрет главной героини — боярыни Морозовой. Жанр картины иллюстрирует ход политических и социальных событий, заключающихся в расколе религиозных убеждений, который приобрел на Руси масштабный характер.

Реформы патриарха Никона

Реформы патриарха Никона, проводившиеся при поддержке Алексея Михайловича, привели к множеству политических и религиозных конфликтов. В это время церковь и царская семья начинают активную борьбу против старообрядцев, к которым относилась боярыня Морозова. На картине описание истории её жизни изображено довольно ярко и трагично.

За активную борьбу и неотступность от своих религиозных убеждений княгиня была лишена всего имущества и заточена в Пафнутьево-Боровском монастыре, где скончалась от истощения в 1675 году после двух лет тюремного заключения.

Интересные исторические факты о картине «Боярыня Морозова» свидетельствуют, что к старообрядцам относилось не все боярство, а лишь некоторые его скрытые представители.

На полотне изображен переломный момент в жизни княгини, когда арестованную Морозову везут на казнь в место её заточения. Главная героиня, сидя на дровяных санях, величественно проезжает по московским улицам сквозь толпу. Её лицо и кисти рук бледны и безжизненны. Несмотря на всю тяжесть и безвыходность своего положения, боярыня не падает духом. Это видно по изображенному на рисунке знаку двуперстия, которое являлось символом старообрядчества. Главная героиня призывает окружающих её людей не отступаться от своих старых религиозных взглядов и идти с ними до конца.

Композиция картины

Описание и анализ сюжета картины «Боярыня Морозова»

Произведение Василия Ивановича Сурикова содержит в себе множество разных интересных композиционных элементов. Так, рука боярыни Морозовой, поднятая к небу, символизирует язык некого «черного» пламени, взметнувшегося к Богу. Зима с характерными для неё тонами синевы удачно акцентирует внимание зрителя на шубе, являющейся темным пятном на переднем плане картины. Это выгодно подчеркивает строгое одеяние боярыни.

Необходимо отметить тот факт, что Суриков в своем творении активно использует красоту переливающихся оттенков лежащего на дороге снега. Благодаря этому приему одежда центральных героев приобретает яркость и насыщенность. К примеру, жалкие рваные и бесцветные лохмотья юродивого, сидящего на дороге, приобретают необычайную живописность для зрителя.

В толпе, окружающей боярыню на московской улице, художник мастерски изобразил палитру различных настроений. На лицах некоторых людей видно нескрываемое восхищение главной героиней. Другие же выказывают лишь пренебрежение и презрение к Морозовой. Но бо́льшая часть толпы искренне сострадает боярыне, провожая её в последний путь. Народная поддержка является источником стойкости и непоколебимости княгини.

Среди всех персонажей заметно выделяется нищий юродивый. Хоть он одет в лохмотья и голоден, всего его внимание устремлено к Морозовой. Он искренне восхищается её упорством и стойкостью, силой характера и мужеством. Суриков хочет показать зрителям, что юродивый требует жалости и сострадания не столько к себе, сколько к главной героине.

Боярыня Морозова

На картине изображена также родственница боярыни Морозовой — её сестра. Голова женщины покрыта белым платком, который расшит красивой и богатой вышивкой. Евдокия Прокопьевна Урусова во что бы то ни стало готова совершить аналогичный поступок и поддержать Морозову.

По видимому следу, оставленному санями в рыхлом грязном снегу, можно сказать, что художник замечательно изобразил картинку, дающую ощущение теплого зимнего дня. Автор применил прием контраста. Люди в толпе одеты в разные одежды — как богатые, так и убогие. Этим он хотел показать контраст судеб. Темная масса из одежд образует некую тональность, которую подчеркивают синие, красные и желтые цвета, расположенные в разных частях картины.

Чтобы подчеркнуть скорость саней, Суриков изобразил рядом бегущего мальчика, наблюдающего за жестом Морозовой с нескрываемым интересом.

Слева от боярыни расположились дьяки. Они не скрывают своего смеха и презрения, наблюдая за ней. Их поведение понятно, поскольку церковь находится на стороне царской власти, следовательно, дьячки уверены в справедливости и правильности происходящих событий с княгиней.

Палитра эмоций, изображаемых детьми, интересна для зрителя. Так, одни из них громко и неистово смеются, подражая взрослым и не понимая всей серьезности и трагичности разворачивающихся событий. В глазах других детей читается нескрываемый страх. Они напуганы, поскольку не понимают фанатизма и исходящей ярости от боярыни, которая зовет народ встать на истинный путь веры.

Анализ сюжета картины «Боярыня Морозова»

На картине среди представительниц женского пола нельзя разглядеть ни одного радостного выражения лица. Все женщины, в том числе барыни в богатых и одеждах и девушки из простонародья, скорбят по горькой и тяжелой судьбе Морозовой. Особо выделяется среди них молодая монахиня, глаза которой преисполнены ужасом и тревогой.

В толпе также находятся староверы, которые являются сторонниками боярыни. Их можно обнаружить по особому одеянию и взгляду, пропитанному страхом и опасением за свою будущую жизнь. Но они, находясь среди москвичей, ничем себя не выдают. «Преступный» знак, то есть двуперстие, за Морозовой повторяет лишь юродивый, который искренне восхищается мужеством главной героини.

Среди москвичей также находятся татары и мусульмане, которые выказывают невольное уважение к бесстрашному поведению княгини.

Биография Морозовой

О знатном происхождении и богатстве княгини свидетельствует множество фактов. Среди них можно выделить следующие:

  • Морозова входила в сопровождающую свиту царицы;
  • в возрасте семнадцати лет была выдана замуж за Глеба Фёдоровича Морозова, который приходился родственником царю династии Романовых;
  • боярыня рано овдовела, после чего в её распоряжение поступило множество имений и усадеб от покойного мужа.

Княгиня принадлежала к высшей знати того времени. Она была чрезвычайно богата, о чем свидетельствуют сохранившиеся записи современников. Среди них можно выделить следующие важные аспекты:

Крестьяне

  1. Имущество Морозовой состояло из множества имений. В одном из них боярыня соорудила первую на Руси усадьбу в западном стиле.
  2. Во владении боярыни находилось около восьми тысяч крепостных крестьян.
  3. По словам современников, Морозова ни в чем себе не отказывала. Её карета была украшена богатой мозаикой и серебром. В любой поездке за Феодосией Морозовой следовало около ста человек рабов, оберегающих её здоровье.

В отношении религии она была категорична, так как являлась противницей реформ патриарха Никона. Царь Алексей Михайлович старался повлиять на боярыню, лишая её поместий. Но это не приносило никакого результата. Долгое время княгиню спасали её высокое место в обществе и покровительство царицы Марии Ильиничны.

В 1670 году Морозова окончательно удалилась от массовых светских мероприятий. Она даже не явилась на свадьбу царя с Натальей Нарышкиной. После этого вопиющего случая государь принял окончательное решение о судьбе боярыни, сослав её вместе с сестрой в земляную тюрьму Пафнутьево-Боровского монастыря.

Влияние церковной реформы

Изменения, введённые патриархом Никоном при поддержке царя, привели к расколу общества на две оппозиционные группы. Люди, придерживающиеся старообрядческих обычаев, отошли от православной церкви.

Свою карьеру будущий патриарх Никон начал с редактирования всех книг, которые должны были по своему содержанию соответствовать греческим правилам и уставам. Бо́льшая часть общества, а также царская власть положительно отреагировали на эту реформу, поскольку необходимость изменения церковных обрядов была очевидна. Своеобразная модернизация православной церкви осуществлялась в целях укрепления положения Российского государства на международной арене. Это позволило бы укрепить связи во внешней политике. Ситуацию понимали все: и царь Алексей Михайлович, и вся светская элита, и представители церкви.

Патриарх Никон

Кроме того, реформы патриарха Никона позволили усилить царскую власть по отношению к церкви. Реализация изменений проводилась под сильным контролем со стороны государственной власти.

Политика реформирования активно начала воплощаться в жизнь с 1650 года. Она положила начало возникновению общественного резонанса. При богослужении введения, связанные с проведённой реформой, состояли в следующем:

Креститься

  • требование креститься тремя пальцами, а не двумя, новшество встретило массовое неприятие среди русского народа;
  • число поклонов подлежало сокращению (с 6 до 4);
  • совершение крестных ходов против солнца;
  • при причащении было уменьшено количество просфор;
  • поклоны во время молитвы нужно было совершать не до пола, а лишь до пояса;
  • введение в пользование нового Служебника;
  • исправление молитв в соответствии с греческими уставами, что привело к значительному изменению их смысла и усилило недовольство русского народа;
  • иконы, написанные по старому образцу, подлежали уничтожению.

Все эти перемены привели к тому, что бо́льшая часть русского населения стала выказывать протесты, так как эта реформа воспринималась как посягательство на православную веру и её чистоту.

Таким образом, главной идеей картины является донесение до зрителей трагических событий, существовавших в судьбе русского народа. Реформа привела к церковному расколу и множеству человеческих жертв. Старообрядцы (староверы) совершали в этот период самосожжения, выражая тем самым несогласие с проводимой церковью политикой.

Произведение Василия Ивановича Сурикова не позволит современному поколению забыть об этом историческом периоде. Благодаря великому творению русской живописи любой человек сможет почувствовать страх, ужас и безысходность, которые испытывали люди в процессе осуществления радикальных церковных реформ.

С 1887 года по настоящее время картина находится в Государственной Третьяковской галерее. Долгая и кропотливая работа над этим произведением, включающая в себя массу этюдов, доработок и упорных поисков, принесла Сурикову славу и известность в истории русской живописи.