Двенадцать краткое содержание

Жизненный путь Александра Блока

Будущий поэт появился на свет в 1880 г. и стал ярким представителем плеяды поэтов Серебряного века наряду с такими выдающимися представителями лирического творчества, как Марина Цветаева, Анна Ахматова, Сергей Есенин, Владимир Маяковский и Николай Гумилёв. Случилось так, что на время его жизни пали важнейшие события в истории России.

Александр блок

Это и события 1905 г., повлёкшие за собой расстрел мирных демонстрантов, и Первая мировая война 1914−1918 гг., и последовавшая за ней в итоге Октябрьская революция. Всё это было пережито поэтом и отразилось в его творчестве.

Родился Блок в Петербурге в образованной и интеллигентной семье профессора права Александра Львовича Блока и Александры Андреевны Бекетовой, занимавшейся писательской и переводческой деятельностью.

Мать, тёток и бабушку Александр чаще всего видел за письменным столом, занятых литературным творчеством. Так, рано научившись грамоте, он сам берётся за составление семейных журналов, которые он потом хранил и часто пересматривал.

После рождения Александра матери поэта пришлось расстаться со своим мужем, и семья Блока жила в селе Шахматово, в усадьбе Бекетовых, рядом с которой находилось поместье известного химика Дмитрия Менделеева. Дружба с дочерью великого химика Любовью Менделеевой со временем переросла в любовные и брачные узы. Любовь к родине и женской красоте, заложенные в нём с детства родителями, становятся основными темами его творчества. Это видно с самых ранних сборников его стихотворений «До света» (1898−1900 гг.), «Стихотворения о прекрасной даме» (1901−1902 гг.).

Александр блок и жена

В 1898 г. Александр Блок окончил гимназию, а затем пошёл учиться на юридический факультет Петербургского университета. Тремя годами позже он понял, что его призвание — это литературная деятельность, и вскоре перевёлся на филологический факультет славяноведения. Во время Первой мировой войны отделение было отправлено в армию, где он служил в Белоруссии, в инженерных войсках. Блок старался не вспоминать о своей службе, потому что основным занятием военного корпуса было посещение ипподрома и шумные весёлые застолья.

События, предопределившие написание произведения

Если говорить кратко, то история создания поэмы Блока «12» связана с революцией. События 1917−1918 гг. Александр Блок принял с осознанием того, что революция может принести свободу для народа. На поэтических вечерах в Политехническом музее он часто говорил с призывом: «Нужно всем телом, сердцем и сознанием слушать Революцию». Отсюда и характерные черты, которые он выделял в ней:

Александр блок 12

  • разрушительная стихия;
  • преобладание идеи над моралью;
  • крушение и гибель всего старого.

Такие глобальные перемены в жизни России наталкивают поэта на написание поэмы под номером «Двенадцать». Как и многие поэты того времени, Блок относил себя к литературному направлению, называемому символизмом. Эта связь прослеживается даже в названии поэмы. Для символистов характерной особенностью было воспринимать действительность через призму философии Ф. Ницше, А. Шопенгауэра и Э. Гартмана.

Ницше утверждал, что развитие человечества складывается на основе циклической смены двух противодействующих сил — необузданной энергии, сметающей всё на своём пути, и строгой формы или закона. Постепенно энергия начинает перерождаться в форму и истощаться, т. е. приходить в упадок.

Когда форма окончательно берёт верх, наступает эпоха разложения культуры, и тогда появляется новая энергия с обновлённой культурой. В этом и состояла основная идея цикличности развития общества.

Содержание поэмы Блока Двенадцать

Краткое содержание поэмы Блока «12» начинается с описания суровой январской ночи Петрограда 1918 г. Так как Блок любил кино, пьесы и театр, он изображает пересказ сюжета реальных событий на символическом языке кинематографии путём чередования кадров и сцен, взятых из жизни. «Вечер чёрн. Снег бел. Ветер, ветер! Не стоит на ногах человек».

Александр блок поэма 12

В ходе анализа поэмы Блока «Двенадцать» по главам нужно отметить, что, хотя события у рассказчика фрагментированы, они реалистичны: в Петрограде коммунальные службы отсутствуют после забастовок и восстаний, поэтому на улицах темно, за исключением случаев, когда улицы освещаются разожжёнными огнями костров. Город находится в тисках зимней метели. Прохожие (старушка, интеллигент-писатель, буржуй, священник, молодые дамы, проститутки) в недоумении и негодовании по поводу произошедших событий.

Плакат с надписью недавно распущенного Учредительного собрания висит над главной улицей Петрограда — Невским проспектом. И вот двенадцать вооружённых красногвардейцев патрулируют город. Недавно завербованные из крестьян и городских рабочих Петрограда, они были направлены большевистскими властями для поддержания порядка и предотвращения грабежей и насилия. «Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!»

Во время патрулирования красногвардейцы встречают Ваньку, некогда служившего у них, но ставшего солдатом царской армии, и проститутку Катьку. Влюблённая пара отправляется гулять, заходя в кабак. Катька когда-то была подругой Петрухи, солдата Красной гвардии.

Поэма 12 блок краткое содержание

Красногвардейцы обстреливают сани, на которых катается пара. Петруха стремится убить Ваньку, но его цель уходит; вместо этого пуля поражает Катьку. Её мёртвое тело остаётся лежать на улице. Петруха чувствует раскаяние; в конце концов, он любил её. Но его раскаяние проходит быстро. Товарищи подбадривают его, и Красная гвардия продолжает патрулирование.

Когда красногвардейцы идут через бушующую вьюгу, сопровождаемые грязной собакой, символом старого мира, они думают, что кто-то прячется в сугробах впереди. Пытаясь рассмотреть невидимого человека, они видят «кровавое знамя». «Невидимый силуэт в вихре метели» продолжает ускользать от них. Его личность раскрывается в самом последнем стихе «Двенадцати»: это фигура Спасителя. Надев венок из белых роз и неся окровавленное знамя, он таинственным образом ведёт красногвардейцев к светлой жизни сквозь метель и бурю.

Символика гениального стихотворения

Блок как поэт-символист попытался изобразить в поэтическом произведении ряд противоречивых особенностей:

Поэма 12 блок история создания

  • революционные события реального мира;
  • духовные, религиозные мотивы;
  • философские идеи символизма.

Но по своей сути символы многозначны. В одно и то же время они могут значить противоречивые вещи, и в этом заключается гениальность поэмы Блока. Настоящий мир поэмы — это революционная Россия в микромире, её образы обычны, но имеют двоякий смысл: метель, тьма, перекрёсток, как символ перепутья, раздумий, выбора, любовный треугольник, двенадцать красногвардейцев, убийство Катьки, личность Спасителя.

Схема цвета в произведении ограничена тремя символическими тонами: чёрный (символ тьмы, войны, смерти), белый (символизирующий снег, свободу, дух) и красный (типичный цвет революции, крови, бунтарства, огня и крушения идеалов).

Поэма 12 блок кратко

Метель, стихийный иррациональный символ бунта и революции, ослепляет всех — и красногвардейцев, и последние остатки прошлого порядка — на происходящие вокруг них события. Перекрёсток становится метафорой выбора того, каким путём идти дальше. Прошлый мир, разрушенный революцией, сводится к изображению паршивой собаки, следующей за красногвардейцами.

Двенадцать человек выступают красногвардейцами и символически «12 апостолами революции», ведомые какой-то сверхъестественной силой во главе с лидером Иисусом Христом. «Вдаль идут державным шагом — Сзади них голодный пёс, Впереди — с кровавым флагом В белом венчике из роз — Иисус Христос».

В стихотворении фигура Спасителя идёт впереди двенадцати солдат, которые выбрали путь свободы «без креста», но во главе с Иисусом Христом. Представляя фигуру Мессии, поэт хотел выразить своё согласие с революцией и думал, что революция приведёт к столь необходимой духовности и реформам. В поэме Иисус предстаёт в белом цвете откровения, спасения и преображения России.

Люди, верящие в Бога, ожидали, что революция расправит тело России, очистив его от материальной нечистоты и греха, чтобы Россия могла воскреснуть в духе. Поэт говорил, что образ Спасителя в стихотворении олицетворяет веру и надежду на преодоление кровавого настоящего ради светлого будущего. Поэма изображает высвобождение основных тёмных сил и погружение старой России в хаос. Она должна быть сметена революцией, чтобы создать обновлённую Россию.

Поэт также полагал, что дорога к новой России лежит через хаос, бунт и кровь. В поэме один из героев, красногвардеец Петруха, убивший Катьку вследствие ревности, раскаивается из-за угрызения совести. Её убийство вскоре забывается и оправдывается во имя грядущего очищения.

Поэма 12 блок поэма двенадцать

Концовка поэмы породила множество разногласий. Радикалы и революционеры обвинили Блока в том, что он предал революцию, поместив Христа в стихотворение. Большевики были атеистами. Они рассматривали Христа как пережиток прошлого и религию считали «опиумом для народа». По их мнению, Христос не имел никакого отношения к революционной поэме.

Либералы и консерваторы обвиняли Блока в богохульстве, потому что он поставил Христа на службу революции, руководя красногвардейцами. Они видели в этой фигуре лжепророка и антихриста. Многие из писателей, таких как Горький и Бунин, критиковали и обвиняли его в путанице.

Верующая в Бога интеллигенция и русские мыслители предполагали, что Мессия пришёл, чтобы привести Святую Русь к её собственному распятию. После того как новая власть осознает весь ужас свершившегося, она сама будет сметена штормом, и Россия, будучи на протяжении нескольких веков Третьим Римом, станет Новым Иерусалимом. У каждого было своё видение революции и он считал, что оно правильно.

Поэма 12 блок анализ по главам

Поэма «Двенадцать» привлекла большое внимание общественности и неоднократно печаталась в газетах. Вопрос о том, почему Иисус Христос появляется в стихотворении и возглавляет большевиков, которые являются атеистами и хулиганами, часто задавался автору, хотя он не был религиозным человеком.

Он отвечал, что сам был недоволен появлением Христа в стихотворении и считал этот образ мягким и женственным для революции, но его творческая воля подсказала ему, что это должен быть Иисус, и потом ещё добавлял: «Странно, что это Иисус, когда должен быть „Другой“, чтобы вести большевиков». И сейчас критики пишут статьи о значении Христа в концовке поэмы. Символика этого мощного стихотворения остаётся живой в сознании русского человека, так как Россия живёт тем, чтобы заново возродить себя.

Интерес общественности не может стихнуть по вопросу о том, пессимистично или оптимистично выступает поэма в отношении будущего России. Поэма изображает развязывание стихийных тёмных сил и распад ветхой России на хаос. Это пессимистично. Но Хаос — это сырьё, из которого создаётся Космос. Всё устаревшее должно быть уничтожено, чтобы появилось новое. Это оптимистично.

Поэма 12 блок поэма 12

После окончания поэмы 29 января 1918 г. Блок написал в своём дневнике: «Я слышу ужасный шум, растущий внутри и вокруг меня». Этот шум был звуком прошедшей революции. Шум перерос в его поэму «Двенадцать». Завершив её, поэт добавил в свой дневник: «Сегодня я гений». И действительно, он был им, поскольку за два дня в двенадцати главах уловил суть всеобщего потрясения, в которое он и его страна были брошены.

И всё же «Двенадцать» — не совсем революционная поэма, хотя она о революции, и не религиозное стихотворение, хотя затрагивает религиозные вопросы. Скорее всего, это синтез старого порядка, который со временем отживает, и его неизбежно заменяет более совершенное творение и культура.

Последние годы жизни поэта

В заключение можно отметить некоторые черты в личности Блока:

  • он чутко и искренне любил свою родину;
  • считал себя наследником русской литературы;
  • был приверженцем нового и прогрессивного.

Поэма 12 блок анализ

После свершения революции Советское правительство всё чаще и чаще использовало имя поэта для пропаганды своих идей. Постоянные выступления и заседания в комиссиях повлияли на состояние здоровья Блока. К 1921 г. у Блока уже появились проблемы с сердцем, сосудистой системой и симптомы астмы, но он продолжает выступать в Доме писателей со своей известной статьёй «О назначении поэта».

Максим Горький подал ходатайство в высшую коллегию о том, чтобы Блоку было предоставлено лечение в Финляндии. Но Владимиру Ильичу Ленину сообщили, что Блок может не вернуться из-за границы, и поэтому было отменено разрешение на выдачу ему визы. В этот период из эмиграции в Россию не вернулись Сергей Рахманинов, Марина Цветаева и многие другие деятели культуры.

Из-за отсутствия необходимого лечения Блок скончался 7 августа 1921 г. по причине остановки сердца. По Петербургу распространились слухи, что из-за боязни уничтожения своих рукописей Блок якобы сошёл с ума перед смертью. Но в краткой биографии поэта об этом не было ничего сказано. Свидетели смерти Александра Блока утверждали, что он отошёл в мир иной в здравом рассудке и сознании. По прошествии множества лет в его усадьбе под Москвой в Шахматово был создан музей, посвящённый жизни и творчеству великого поэта Серебряного века, который обогатил русскую литературу своим поэтическим творчеством.