Основная мысль стихотворения молитва лермонтова

Композиция и жанр стихотворения Лермонтова

Молитвой считается искреннее обращение верующего к Богу. Это веками закреплённая традиция православной церкви. Священные просьбы и покаяния сочинялись в древние времена христианскими подвижниками, признанными впоследствии святыми и отцами церкви. Молитвы зачитываются как в храме, так и в домашних условиях. Любой верующий человек в силах обратится к богу, отыскав у себя в сердце или душе необходимые слова.

Обращение к жанру молитвы

Молитвы никогда не читаются в присутствии других людей и тем более не обнародуются в печати. Однако в литературных произведениях существуют примеры того, как обращение к Богу становится определением необычного жанра поэзии, сохраняющего характерные черты молитвы. Зачастую такие стихи вышли из-под пера сильно верующих поэтов. К ним можно отнести список литературных деятелей:

Лермонтов лирика

  • И. С. Никитина.
  • А. К. Толстого.
  • Константина Романова.

В том, что М. Ю. Лермонтов обратился к этому жанру, наблюдается некая странность, учитывая то, что с его именем прочно связан дьявольский порыв в поэме «Демон». Этому произведению поэт посвятил практически всю свою творческую жизнь. Начал сочинять в 1829 г. и только в 1839 г. завершил последнюю восьмую версию. У Лермонтова существует множество стихотворений, посвящённых демоническому существу, или они частично сопряжены с этим образом.

Можно подумать, что великий поэт всю недолгую жизнь находился под дьявольским присмотром тёмного духа. В этом отношении русский лирик продолжает привычные традиции романтизма Западной Европы, в первую очередь Байрона, которому не были чужды демонические интонации.

Отречение от тёмных мыслей

Однако русская духовная тема тоже присутствует в поэзии Лермонтова. Его дебютное сочинение в форме молитвы появилось в одном году (1829 г.) с произведением «Мой демон». В его строках «И гордый демон не отстанет, пока живу я, от меня» явно отражены мысли юного поэта. В 1839 г. он написал ещё одну молитву и с демоном «разделался — стихами». Похоже, что в своих последних сочинениях М. Ю. Лермонтов как будто пытается при помощи лирики найти примирение с окружающим миром. Об этом говорит тот факт, что поэт дважды использовал жанр молитвы незадолго до своей кончины.

Ход мысли в стихотворении «Молитва» 1839 г. складывает его структуру как путь от чувства печали и сомнения через понимание «силы благодатной» священных фраз до примирения и глубокого душевного просветления. Скорее всего, структура этого произведения отражает порыв собственной души Лермонтова от скептицизма к уверованию и спокойствию, что явно характеризует последний период в жизни поэта.

Анализ стихотворения лермонтова молитва

Главные темы и замыслы

За пару лет до появления текста «Молитвы» 1839 г. было написано произведение «Когда волнуется желтеющая нива…», отражающее новизну идей в сочинениях поэта. В замысле покорности перед Господом выражен мотив примирения:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога.

Тема стихотворения лермонтова молитва

«Молитва» (1839 г.) также содержит задумку отречения от бывших сомнений и скептицизма, приводящих Лермонтова к грустным мыслям. Если в стихах «Когда волнуется желтеющая нива…» это ощущение возникает при наблюдении за спокойной природой, то в «Молитве» внимание акцентируется на благотворной силе священного слова. Следовательно, в строках этого произведения тема веры и духовного озарения переплетена с вопросом слова. В этом и заключается основной подход поэта к творчеству, охарактеризованный в строках «из пламя и света рождённое слово».

Такая взаимосвязь зародилась неслучайно. Уже на ранних этапах творчества у Лермонтова появились две вдохновительницы: демоническая муза, приносящая сомнительность, скептицизм и приводящая к тоскливому состоянию, и духовная, хранящая в памяти «песни святые», о которых говорится в стихах «Ангел». В течение долгих лет шло противостояние добра и зла, но к моменту сотворения «Молитвы» развязка этой войны становится ясна.

Обращение к Богородице

Злой дух опасения отвергнут «С души как бремя катится, сомненье далеко…». Но на душе поэта не сразу стало светло. В начале стихотворения описывается особое расположение духа, проявленное во множестве других произведений. Это грусть, которая была больше похожа на отчаяние. Такое состояние являлось следствием отсутствия веры в возможность присутствия добра. В тот момент произносились иные слова. Например, в «Молитве» 1829 г.:

Не обвиняй меня, Всесильный,

И не карай меня, молю,

За то, что редко в душу входит

Живых речей твоих струя,

Жанр стихотворения молитва лермонтова

За то, что мир земной мне тесен,

К тебе ж проникнуть я боюсь,

И часто звуком грешных песен Я,

Боже, на тебе молюсь.

По сути, это были греховные песни, но у Лермонтова была возможность выразиться и по-другому. Например, обратиться к «тёплой заступнице мира холодного» в «Молитве» 1837 г. Такие строки пока не про Лермонтова. Он ещё побаивается молиться за свою пустую душу, обращаясь за советом к Богу, но он выступает с просьбой к Богоматери быть защитницей «девы невинной». А это уже напоминает веру постоянно находящегося в мольбах и страданиях народа.

Поэт довольно метко подчеркнул вечно живущую в душе русских людей идею, что защиту в нелёгкий час нужно искать у Божьей Матери, относящейся с пониманием ко всем людским невзгодам.

В строках «Молитвы» 1839 г. слышна интонация, характеризующая позднюю поэзию М. Ю. Лермонтова. Пронзающие сердце и в то же время приносящие умиротворение строки так похожи на истинную молитву простого народа. Слог этого произведения удивительным образом походит на церковное обращение к Богу. Слова льются искренне, прямо от сердца автора и воспринимаются как песня. Основная мысль стихотворения Лермонтова «Молитва» 1839 г. состоит в том, что при обращении к богу и очищается человеческая душа, трудные моменты в жизни переносятся намного легче.

Сила святого слова

Ключевский написал статью «Грусть», рассказывающую о творческой деятельности М. Ю. Лермонтова. Где автор старается доказать, что размер ритмичности и рисунок интонации поздних произведений поэта на самом деле стоит рядом с народной верой. Основную тональность стихов Ключевский определил словами «грусть-тоска» и рассматривал стихотворца в качестве первопроходца в новом ощущении мира, показанного в стихах поэта и соединяющего в себе основы романтики и православия.

Такие истинные основы национальной духовности также проявляются в обращении поэта к Божьей Матери наравне с народом. В стихотворении 1839 г. не показано, к кому именно обращается поэт, но его интонация больше походит на взывание к Святой Богородице. Основное внимание обращено на образ «созвучья слов живых», плавно переходящий в «молитву чудную».

В основном Лермонтов желает выразить замысловатое очарование и силу священных изречений. Как раз поэтому не столь важно, кому адресованы строки и о чём они. Намного важнее совсем иное — эффект, полученный после прочтения молитвы, которая исходит из недр груди страдальца. Поразительное внутреннее облегчение, освобождённое горестью раскаяния, стихотворец в итоге осознал только на закате своего существования.

История создания стихотворения молитва

Художественная специфика

Даже среди всех лермонтовских шедевров его третья по счёту «Молитва» удивляет поразительной гармонией и проникновенностью слога. Все творческие подходы использованы в стремлении отразить серьёзность человеческого чувства поклонения. При написании этих стихов Лермонтов прибегнул к:

  • словам для оценки эмоций (сомненье);
  • фразам («в минуту жизни трудную»);
  • философским эпитетам («сила благодатная»).

Также были использованы такие средства, как сравнение «С души как бремя скатится сомненье…» и метафора «И дышит непонятная, святая прелесть в них». При воплощении медлительного и напевного оттенка произведения автору помогли повторения («И так легко, легко...»), параллели («И верится, и плачется…») и рифмы на букву «у» («одну молитву чудную…»).

«Молитва» 1839 г. стала достойным произведением литературы, которое повествует о новом направлении в духовном состоянии Лермонтова. Она послужила ответом на все обвинения в демонизме и отсутствии веры. Наравне с другими подобными стихами «Молитва» показала обращение к народным истокам в поздней поэзии Лермонтова.

Отзывы

М. Ю. Лермонтов настоящий подражатель великого Байрона…

 

Михаил Юрьевич, несомненно, являлся человеком, который уже от рождения был близок к сверхчеловеку…

В. С. Соловьев

Нельзя подвергать сомнению то, что основной склад психики Лермонтова, причислял его к эгоцентричным натурам.

Д. Н. Овсянико-Куликовский