Сочинение по картине левитана золотая осень

Биография художника

В Мариампольском уезде Августовской губернии проживала обедневшая еврейская семья. У родителей 18 (30) августа 1860 года появился сын Исаак. Отец Эйляшив-Лейб (Илья) Абрамович происходил из старинной семьи Кайданова местечка, где сосуществовали шотландские и еврейские общины. Уже в 13 лет его ребенок стал студентом художественного училища. Его учителями были Поленов, Перов, Саврасов.

Художник Левитан

Через пять лет умерла мать Исаака, финансовое положение настолько ухудшилось, что ему пришлось занимать деньги у преподавателей. Ректор признал талант юного дарования и позволил ему учиться бесплатно. А после смерти отца в 1876 году он стал студентом класса пейзажей Саврасова.

Покушение на жизнь императора привело к тому, что евреям запретили жить в Москве, Левитану пришлось переехать за город. На прибыль от картины «Вечер после дождя» он снял обставленную комнату в столице. В 1885 году Исаак получил диплом, но он стал не художником, а учителем чистописания.

Апрель принес ему интересное знакомство — дружбу с А. Чеховым. Иногда их отношения доходили до соперничества, они часто ссорились. А когда художник влюбился в свою замужнюю студентку, писатель создал рассказ «Попрыгунья», в котором осуждал роман, из-за чего дружба между талантливыми людьми прекратилась навсегда.

Хотя материальное положение Левитана улучшилось, у него возникли проблемы со здоровьем. Пришлось ехать в Крым для оздоровления, после чего он организовал выставку 50 своих картин. Наиболее известные из них:

«Над вечным покоем»

  1. «Над вечным покоем»;
  2. «Март»;
  3. «Золотая осень»;
  4. «Березовая роща»;
  5. «Вечер на Волге»;
  6. «Осенний день».

В 1898 Исаак стал академиком пейзажного творчества, преподавал живопись в своем училище. Два года назад Левитан переболел тифом, из-за которого обострилась сердечная аневризма. Ему пришлось отправиться в Ялту, но прогрессирование заболевания уже не удалось остановить.

Художник скончался 22 июля (4 августа) 1900, оставив 40 картин и более 300 этюдов незаконченными. После его смерти в Москве и Санкт-Петербурге были организованы выставки.

История создания картины

В 1895 году Левитан начал работу над картиной «Золотая осень». Он проживал в то время в усадьбе под названием Горка, расположенной на территории Вышневолоцкого уезда Тверской области. Художника часто посещала супруга Анна Николаевна Турчанинова вместе с тремя дочками — Варварой, Анной и Софьей.

На берегу озера специально для Левитана был построен двухэтажный дом-мастерская. Леса и реки местности произвели особое впечатление на художника, поэтому он и решил изобразить их на холсте. Искусствоведы утверждают, что на полотне написана Сьежа.

 Левитан начал работу над картиной «Золотая осень».

Начал картину художник в Горках, но продолжение и окончание ее осуществлялось уже в Москве. Особой выразительности и большого сходства с реальным пейзажем он смог добиться благодаря исключительной зрительной памяти. Работа настолько увлекла Левитана, что он отказывался покидать свою мастерскую. Вместе с другими картинами осеннее полотно было представлено на нескольких выставках — Товариществе передвижных художественных выставок в Москве и Санкт-Петербурге, Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде.

В столице полотно купил за 700 рублей Павел Третьяков. Но выплату покупатель задержал — художник получал от него деньги частями. Пока «Золотая осень» путешествовала с выставкой, она побывала в Харькове, где была повреждена. Картины извлекли из рамок, расставили у стен и разложили по полу. На полотно Левитана упал козырек настенного калорифера и порвал его. Позже проблему искусно исправил реставратор Дмитрий Арцыбашев.

В 1896 году картину все-таки забрал покупатель и поместил ее в Третьяковскую галерею. В каталоге она значилась под названием «Осень», что не нравилось художнику. Он считал это наименование слишком грубым. Позже Левитан написал еще одно полотно, которое назвал так же — «Золотая осень». Но оно не было настолько популярным, хотя до сих пор хранится в собрании Государственной Третьяковской галереи.

Описание пейзажа

Исаак Левитан известен как отличный пейзажист. Он умело передает умиротворенную тишину и покой русской природы, а самим картинам присущ тонкий психологизм, характерный для отечественной школы.

Чаще всего в работах художника можно увидеть несколько составляющих:

Левитан Туман над водой

  1. лунную ночь;
  2. березы;
  3. волжские плесы;
  4. стога сена;
  5. осыпающиеся осенние листья.

Образы пересекаются и изменяются, они дополняют друг друга. Левитан умело смешивает краски, изображая увядающую природу.

Осень — это пора философских размышлений о скоротечности и бренности бытия. Ее описание встречается в работах многих писателей, художников, музыкантов. Эту тему затрагивают представители и других творческих профессий.

Пейзаж написан яркими насыщенными красками, он излучает теплый свет, вызывает чувство гармонии и положительного эмоционального настроя. На самом полотне изображено несколько предметов:

На переднем плане находятся тонкие осины и березки

  1. река;
  2. золотистый осенний лес;
  3. небо с легкими облаками.

На переднем плане находятся тонкие осины и березки, справа расстилается речная гладь, подернутая легкой рябью, а вдалеке виднеются сельские деревянные избы. Сама композиция асимметрична, но это не вызывает напряжения при взгляде на нее. Выдвинутые вперед предметы написаны более яркими цветами, сзади расположены приглушенные оттенки.

Красные и желтые тона придают картине оптимистичное выражение, хотя другие осенние миниатюры и этюды изображены в мягкой и даже мрачной гамме. Пожелтевшие березки — главное яркое пятно, их листва покрыта багрянцем, а зеленая трава приглушена пожухлыми кустами. Синяя река уходит вдаль, к горизонту, где все оттенки блекнут.

Осенняя картина не вызывает негативных эмоций. На ней запечатлен солнечный день сентября или октября, когда деревья только начинают желтеть и сбрасывать листву. Зритель ощущает тишину и покой, исходящие от полотна. Пейзаж безлюден, поэтому в него легко погрузиться, отвлекаясь от ежедневной суеты.

Полотно воздушное и легкое, при взгляде на него словно ощущаются дуновения теплого осеннего ветерка, который колышет листья на деревьях. Плывущие облака, журчание реки успокаивают и умиротворяют. Картина словно говорит своим особым языком, она позволяет прикоснуться к природе, почувствовать все ее величие, задуматься о смысле бытия.

Отношение к полотну

Анализ Федорова-Давыдова

Многие искусствоведы выразили свое отношение к полотну Левитана. В анализе Федорова-Давыдова сказано, что картина захватывает зрителя благодаря эмоциональной полноте. «Золотая осень» отличается красотой и цветовым великолепием, мажорным звучанием золотистой гаммы. Никто из русских художников до Левитана не мог изобразить осень так торжественно и спокойно. Даже сам Исаак в предыдущих своих работах изображал мрачную пору.

Дмитрий Сарабьянов сравнивал «Золотую осень» с картиной «Март». Ему не понравилось, что в первом пейзаже нет ощущения фрагмента природы, который чувствуется во втором. Но Левитан все же очень умело соединил золотую гамму листвы с синевой речной глади. Естественная уравновешенность полотна привлекла искусствоведа, он проявил интерес к необычной композиции пейзажа. Картина развернута в ширину, но в то же время она направлена на зрителя.

Фаина Мальцева в своем конспекте приводит краткий анализ осеннего холста — образ заключает в себе глубокое содержание, которое раскрывается постепенно. Для того чтобы увидеть все детали полотна, зритель должен внимательно изучить его. Ведь художник старался не просто передать цветовую гамму осени, он пытался изобразить воздушность и легкость солнечного дня. У Левитана получилось в декоративной форме передать поэтичный целостный образ осеннего пейзажа.

Интересные факты

В истории создания картины есть несколько интересных фактов и секретов, которые хранил художник. Сохранилось письмо Левитана, в котором он отказывается от предложения Василия Поленова погостить у него в Бороке. Исаак ответил, что работа над пейзажем его настолько поглотила, что он уже неделю не может оторваться от полотна.

Павел Третьяков

Сумма, которую Третьяков заплатил за картину, позволила художнику долгое время жить безбедно. И хотя полотно было испорчено в Харькове, Павел все-таки не отказался от его приобретения. В самом начале творчества критики не воспринимали работы Исаака. Многие упрекали его в том, что еврей не может правильно передать русскую природу. Художник доказал обратное — его признали одним из лучших отечественных пейзажистов.

Сам Левитан не считал «Золотую осень» лучшей из своих работ. Он пытался повторить ее, создал небольшую репродукцию. Но в этот период наступило затишье в его творческой фантазии. Новый пейзаж выглядел менее ярко, так как он использовал более приглушенную палитру. Да и особого восторга со стороны критиков и простых зрителей второе полотно не получило.

Картина Левитана преподносит хороший урок: нужно научиться замечать красоту вокруг себя, отрешиться от рутинной суеты и порадоваться природе. Полотно способно пробудить чувство прекрасного даже в самом черством человеке. Да и сам художник писал его не для получения прибыли или похвалы, он хотел передать всю красоту русской природы зрителям.