Картина Николая Рериха «Заморские гости»

История создания

Картина «Заморские гости» Рериха сразу же стала такой популярной, что художнику пришлось сделать с неё несколько повторений. Сам живописец говорил, что для того, чтобы историческая картина для зрителя создавала невероятное впечатление, нужно, чтобы она умело его переносила в минувшую эпоху. А для этого художнику нельзя фантазировать, а нужно изучать древнюю жизнь, чтобы пропитаться ею насквозь.

Известен и тот факт, что в 1902 году Николай Второй специально для Царскосельского дворца приобрёл холст «Заморские гости», увидев его на выставке в Императорской академии художеств. В настоящее время это полотно, которое изучается в четвёртом классе, находится в Третьяковской галерее.

Народная живопись

Художник  Николай Рерих

Автор знаменитого полотна первоначально назвал своё художественное творение «Народная живопись». Это произошло из-за того, что для своего холста известный художник использовал краски и мотивы русского фольклора. Картина Рериха Николая Константиновича «Заморские гости» привлекает элементами и символами, которые часто присутствуют либо в иконах, либо в работах прикладного искусства. Это и сочетание красного, белого и синего цветов, это и ладья.

Есть в картине и история. Ладья и варяги, которые сидят в них, представляют некий исторический этап. Притягивают и шлемы воинов, которые переданы с мельчайшей исторической точностью. На вершине одного из холмов зритель видит 3 кургана. В истории есть факты, доказывающие существование таких захоронений вождей.

На другой возвышенности живописец изобразил славянский городок. По тому, как всё чудесно и прекрасно на картине, какие краски использовал художник, сразу зритель может почувствовать восхищение от полотна, которое испытывал и Николай Рерих от истории Древней Руси.

Действующие лица

При описании картины стоит написать в сочинении и о том, что художник не дал чётких лиц и человеческих характеров, поэтому выделить из людей кого-то индивидуально, как картинных героев, невозможно. Лица викингов едва различимы, а городских жителей вообще не видно. Как отмечал художник Маковский, в рериховской работе люди, звери, деревья — все они безликие. Он сравнивал их с камнями мёртвых селений. Если присмотреться, можно выделить следующие образы:

  • Ладьи.
  • Варяжские воины.
  • Природа.

Картина «Заморские гости»

Все эти образы слиты с жизней и прослеживаются сквозь туман прошлого.

Сюжет полотна Рериха кратко можно описать так: по водной глади плывут полуночные гости. Светлой полосой художник изобразил берег, который тянется вдоль реки. В речной ряби отражается небо, а по воде от ветра идёт рябь. Впереди ладьи летают стаи чаек, которые то опускаются на воду, то резко взлетают под самым килем. Длинные варяжские ладьи медленно и плавно плывут одна за другой. Их яркий окрас переливается на солнце.

Цветовая гамма

Художник умело рисует картину

Рассказ о рериховском полотне будет неполным, если в нём не будет описания цветовой гаммы. Художник умело передаёт живую природу, использую широкую палитру красок. Разнообразная гамма цвета помогает создать образы так, что передаются все ощущения человека. Кажется, что живописец подбирал цвета, чтобы передать праздность. Николай Рерих использует следующие цвета:

  • голубые;
  • синие;
  • красные;
  • золотисто-коричневые.

Разноцветные образы ладьи прекрасно сочетаются с белизной облаков и чаек, которые парят над путешественниками. Зелёные насыщенные цвета возвышенностей увлекают зрителей в мир природы. Синий и прозрачный цвет речной глади поражает своей глубиной.

Художественные детали

Основная тема полотна Николая Рериха — историческое прошлое страны, поэтому так важно в тексте своей письменной работы описать подробно и центральный образ холста. Варяжские ладьи привлекают внимание зрителей своим необычным оформлением. Автор живописного полотна использует разнообразную гамму цветов и оттенков, чтобы передать подлинность своего изображения.

Первую ладью, несмотря на то что лица варяг рассмотреть невозможно, можно прекрасно изучить и описать. Широкие борта лодки увешены щитами варяг разного цвета. На корме резная голова дракона. Паруса у ладьи темно-красного цвета, обрамленные разноцветными орнаментами. Центральная часть судна покрыта белым расписным пологом.

План письменной работы

При написании сочинении во вступлении можно говорить не только о самом художнике, но можно рассказать в двух-трех предложениях об историческом прошлом, которые связано именно с этой картиной. Для сочинения можно составить такой план:

План письменной работы

  1. Н. К. Рерих — талантливый художник.
  2. Описание картины.
  3. Чувства и эмоции, вызванные картиной.

В заключение сочинения можно написать и то, как другие художники восприняли появление картины Николая Рериха и о том, какие отзывы были у зрителей.

Сочинение по картине

Николай Константинович Рерих — великолепный и гениальный художник, который писал полотна, возвращая зрителей к давно минувшим дням. Он написал много картин, среди которых можно выделить следующие живописные холсты:

  • «Небесный бой».
  • «Розовые горы».
  • «Александр Невский».
  • «Матерь Мира».
  • «Идолы».

В 1901 году известный художник написал картину «Заморские гости», которая посвящена посещению земель Великого Новгорода. Это полотно было написано в Париже и относится к начальному периоду творчества. Этот холст входит в цикл картин «Начало Руси. Славяне».

Первый корабль варягов

Необычность картины заключается в том, что художник использует детали, делая их чёткими, и так сюжет его полотна становится монументальным. На холсте талантливый живописец изобразил торговый путь, который соединял Русь с северными землями. Центральный образ всего полотна Рериха — первый корабль варягов. Он яркий и большой, автор его проработал до самых мельчайших деталей.

На корабельном носу вырезана огромная голова дракона, которая символизирует силу викингов. На ладье по бокам прибиты щиты, которые Николай Константинович изобразил разными цветами. Они защищают торговое судно от нападения. Средняя часть ладьи покрыта огромной светлой накидкой с красными орнаментами. Внутри судна стоят витязи в шлемах и в кольчугах.

Над головами варягов натянут огромный парус треугольной формы. За первым судном также не спеша следует ещё один корабль. Он такой же яркий и красочно оформленный, на нём плывёт огромное количество варяг.

На заднем плане картины Николая Константинович изображена суша с бугристыми холмами и равниной. Вдали виднеется небольшой город. Он хорошо укреплён, а все дома в нём деревянные. Но больше всего на этом художественном полотне поражает вода, которая занимает огромную площадь. Для её изображения живописец использовал насыщенный синий цвет.

Но Рерих прекрасно показывает на своём холсте не только цвет воды, но и её прозрачность, так как повсюду видны подводные камни. По водной поверхности от движения суден идёт мелкая рябь. На воде даже есть тень от кораблей, для изображения которых живописец взял более светлые цветовые оттенки. Дополняют картину белоснежные чайки, парящие над водой недалеко от кораблей.

Картина Николая Рериха поражает своим колоритом. Она жизнерадостная и яркая. Полотно переносит зрителя в невероятный и фантастический мир прошлого и народных былин и сказок.

Эмоциональное восприятие

Художественное полотно Николая Рериха переносит зрителя в далёкий мир Древний Руси, а яркие и насыщенные цвета поражают. Искусствоведы считают этот холст одной из самых сильных работ живописца, так как здесь художнику удалось описать движение корабля. Нос ладьи медленно разрезает водную гладь, и это видит зритель. Невозможно не проникнуться этой картиной и не почувствовать, как летают чайки и как развиваются паруса, натянутые ветром.

Все образы на картине наполнены красотой и внутренней силой. Несмотря на то что сюжет кажется простым, каждая изображённая деталь продумана и чётко прорисована, поэтому зритель сразу же обращает внимание на центральные образы, которые как раз и несут смысловую нагрузку всего гениального полотна.