Роман «Война и мир»

Значение пейзажных описаний

В русской литературе можно найти немало примеров талантливых описаний природы, а Лев Толстой достиг в этом плане вершин мастерства. Пейзажи, погода и растения у него не существуют сами по себе, они всегда тесно связаны с канвой сюжета. Через окружающий мир писатель показывает своё отношение к каждому действующему лицу романа. Вот почему на толстовских героев сильно действует природа.

Процесс охоты Ростовых

В романе есть множество сцен, когда человек показан в гармонии с окружающим миром. К таким можно отнести процесс охоты Ростовых. С одной стороны, люди любуются могуществом мироздания, получая эстетическое наслаждение, с другой — они пребывают в состоянии, близком к первобытному, когда цивилизация ещё не разорвала нить, связывающую людей и стихию.

Роль природы в «Войне и мире» показана и в сценах с участием Андрея. Один из любимых героев Толстого тонко чувствует и воспринимает всё живое. По мере развития сюжета его мировоззрение меняется, а природа как бы вторит внутреннему росту героя. Те персонажи, натура которых неприятна автору, показаны в единении с цивилизацией, но в отдалении от мироздания. Они черствы, их сердца глухи, а души пусты.

Пример ученической работы

В романе Толстого «Война и мир» природа играет одну из главных ролей. В некоторых эпизодах она служит фоном, но есть сцены, где она выходит на первый план, оказывая влияние на настроение людей. Функции, возложенные на нерукотворные объекты:

  • раскрытие характера героев;
  • отражение душевных терзаний;
  • олицетворение внутреннего состояния.

Поскольку одна из тем романа — война, с помощью пейзажных картин автор пытается достичь гармонии. Ужасам, творящимся в мире людей, он концептуально противопоставляет совершенство мироздания.

Небо Аустерлица

Князь Андрей в течение своей жизни проходит несколько вех становления личности. Одна из них — небо Аустерлица, вторая — дуб, растущий близ дороги, что ведёт в Отрадное. С помощью этих символов Л. Н. Толстой показывает мучительные перемены, происходящие в душе героя.

Небо Аустерлица

На войне с Наполеоном, продолжавшейся с 1805 по 1807 г., князь Андрей мечтает о подвиге. Он хочет обрести славу и получить людскую любовь, хотя бы и ценой собственной жизни. Изначально кумиром Андрея был сам Наполеон Бонапарт. Но небо Аустерлица изменило молодого человека. Когда князь увлекает солдат в атаку под полковым знаменем, Наполеон констатирует, что смерть нашла героя. Но самому Болконскому император теперь кажется мелким и ничтожным. Андрей понимает, что по сравнению с природой людские ценности лишь обман.

Болконский удивляется, как раньше он не видел этой красоты, и радуется, что понял, наконец, в чём истинное счастье. Состояния, которые олицетворяет небо:

  • успокоение;
  • тишина;
  • безмятежность;
  • бесконечность;
  • счастье.

Прекрасное небо повлияло на мироощущение князя Болконского. Он понял, что хочет жить ради себя и семьи, не причиняя никому зла. Но у него нет внутренней убеждённости в своей правоте, поэтому приходится искать внешних подтверждений.

С особым искусством через пейзажные описания и символику Толстой показывает, что душа героя полна противоречий.

Преображение дуба

По пути в Отрадное и обратно Андрей видит дуб. Сначала дерево выглядит угрюмым, не желая подчиняться всеобщему ликованию, вызванному приходом весны. Когда князь видит кряжистое дерево, многое повидавшее на своём веку, его обуревают грустные мысли. Главное — дожить потихоньку, не тревожа окружающих, не желая ничего и не причиняя зла. Через образ дуба Толстой показывает читателю, что такая позиция — защита от внешнего мира. Описание дерева помогает читателю почувствовать то же, что Андрей.

Преображение дуба

Возвращаясь из Отрадного, Болконский снова видит дуб, который словно очнулся от векового сна. Теперь это не угрюмый старик, а моложавый крепыш. Сквозь кору пробивались листья, и издалека дерево казалось тёмно-зелёным шатром. Через преображение дуба Толстой показал изменения, произошедшие с князем. Болконский окончательно решил: нельзя жить только для себя. Нужно, чтобы всё, что знает человек, становилось известно другим.

В один миг Андрей вспомнил девочку, поражённую красотой неба, Пьера, ночь и луну. Ему стало ясно, что полноценная жизнь — это когда ты приносишь радость другим, а не только себе.

Можно понять, какую роль в природе выполняет дуб: он как бы главенствует над остальными растениями, сначала снисходительно наблюдая за их ликованием, а затем присоединяясь ко всеобщему торжеству. Словно мудрый старик, он готов поменять свои убеждения, если они неверны.

Отношение персонажей к природе

Всех героев Толстого можно поделить на две категории. Одни внутренне близки автору, вторые — противны. Отношение к своим персонажам писатель показывает через то, как они воспринимают природу. Те, которые ему приятны, показаны среди пейзажей, причём неоднократно. Нелюбимых героев писатель изображает в окружении предметов роскоши, на балах и званых вечерах, в изысканных интерьерах, но эти люди никогда не появляются в пейзажных описаниях. Так автор подводит читателя к главным мыслям:

  • духовно ра́звитая личность восприимчива к красоте мироздания;
  • примитивный человек далёк от природы;
  • персонажи, далёкие от мира растений и животных, — внутренне испорченные.

Вывод: чем ближе персонаж к цивилизации, тем он порочнее.

Символ мира

Через описания природы Толстой показывает два противоположных состояния: войну и мир. Спокойная, естественная красота олицетворяет мирное время. Примером может служить переправа через реку Энс. Она показана дважды, причём первое описание разительно отличается от второго, как и обстоятельства, при которых переправляются люди.

Ещё один пример — перемены, происходящие с природой во время Бородинского сражения. Перед битвой Пьер беседует с Андреем. Болконский говорит: «Война — не любезность, а самое гадкое дело в жизни».

Наташа испытала восторженные ощущения , заблудившись в лесу

Отправившись спать, князь вспоминает, как Наташа рассказывала о страстно-поэтическом ощущении, которое она испытала, заблудившись в лесу. Здесь автор использует приём контраста: ужасы войны противопоставляются красоте леса, настолько восхитительной, что у девушки не хватает слов, чтобы её описать. Далее Толстой рассказывает о природе, используя разнообразные тропы:

  • «косые лучи яркого солнца»;
  • «пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет»;
  • «драгоценный жёлто-зелёный камень», из которого высечены «золотые поля»;
  • «изогнутая черта вершин».

Прекрасная природа как бы отговаривает людей от сражения. Её послание зашифровано в ярком солнце, панораме лесов, чистом воздухе и вершинах полей. Но люди не желают прекратить убийство, и после сражения окружающий мир выглядит совсем иначе. «Стал накрапывать дождик на убитых, на раненых». Он как будто просил людей опомниться.

Хотя победа русских в Бородинском сражении была заслуженной, Толстому противна сама суть войны, и он показывает это через описание природных явлений. Отрывки, посвященные им, проявляют талант автора в полной мере: не твердит о главенстве мироздания над человеком, но доносит свою мысль иносказательно, причём делает это неоднократно. Человеку, чтобы стать гармоничным, нужно постигать мудрость природы и учиться у неё.