Сочинение на тему искусство и ремесло

Разница между двумя началами

Российская литература полна попыток дать ответ на вопрос о том, чем определены границы между двумя началами. Свои мысли по этому поводу высказывали и великие писатели, и те, кто не дотянул до такой оценки современников и следующих поколений. Отличить настоящее искусство от ремесла, донести мысль до читателей оказалось непросто и настоящим гениям. Эти лишь подтверждает тезис о том, что вопрос является крайне неоднозначным.

При подготовке к итоговой работе нелишне поразмыслить в таком направлении:

Искусство имеет духовную или почти духовную основу.

Ремесло гончара

  1. Искусство имеет духовную или почти духовную основу. Это очень тонкая материя, по-настоящему прочувствовать которую способен не каждый. Значит, для понимания как явления в целом, так и отдельного истинного таланта в частности необходим особый подход. С другой стороны, сила большого творчества такова, что сметает все барьеры на пути к сердцам большинства обывателей. Только полностью черствые люди остаются равнодушными к великим произведениям.
  2. Самому искусству можно дать крайне простое определение. По сути, это образное отражение тем или иным творческим путем действительности с использованием специфических приемов, знаний и умений. Это не только литература, но и кино, живопись, музыка, танец, театр. Как вывод чтобы дать должную оценку тому или иному явлению, нужно обладать хотя бы элементарными познаниями в конкретной отрасли.
  3. Настоящий писатель, настоящий художник при этом умеет раскрыть через свои работы не только собственный духовный мир, но и внутреннюю суть своих персонажей, описываемых явлений. В этом заключается одна из задач творческой личности. Здесь кроется одно из важнейших отличий любого большого таланта от среднестатистического ремесленника, гения от бездарности.
  4. Ремеслом можно назвать изготовление любым из доступных способов (ручным, механическим, программным) изделий широкого назначения. Это может быть и ширпотреб, и копии известных произведений. Подразумевается, что здесь отсутствует творческое начало, но это не во всех случаях так. Если рассматривать вопрос шире, можно сказать, что ценность ремесла заключается в умении делать что-то на определенном уровне.

Одним словом, разница между началами и велика, и несущественна. Ведь и плоды труда ремесленника должны обладать высоким качеством. Иначе он не мастер, а лентяй и бездарь.

Подбор и оценка аргументов

Прежде чем непосредственно приступать к написанию работы, необходимо тщательно подобрать аргументы по направлению искусства и ремесла. В этой важной и непростой теме халтура недопустима. Интересно, например, будет посмотреть с разных сторон на такие факторы человеческой жизни, как роль ежедневного труда и феномен чистого творчества.

На этом этапе нужно обратиться к конкретным произведениям, а также подобрать цитаты:

Школьный список обязательной к прочтению литературы

  1. Можно ориентироваться на школьный список обязательной к прочтению литературы. Но нужно понимать, что заявленная тема довольно специфична и примеров, взятых из доступных книг, может оказаться недостаточно. Хорошее впечатление на педагога может произвести умение ученика привлекать дополнительные материалы. Но начинать надо с общеизвестных произведений.
  2. В «Гранатовом браслете» Куприна душа героини получает очищение под звуки музыки. Даже находясь в тяжелейшем состоянии, женщина находит в себе способность воспринимать прекрасное. Она обретает и покой, и новую внутреннюю силу. У героини, без малого, появляется смысл жить дальше. Музыка способна исцелить слушателя, вернуть ему веру в себя.
  3. Аркадий в «Живописце» Полевого четко разграничивает удовольствие от творческого созидания приземленность скучного процесса ремесленничества. Но его логика в итоге не приносит подлинного счастья. Высокие порывы художника оказались неинтересны обществу.
  4. Напротив, у Нагибина в «Моем первом друге…» можно найти описание «скучного ремесленника», который в восприятии читателя может превратиться в настоящего гения. Умения часовщика выделяют его из общей массы, они востребованы, интересны всем. К тому же романтичности образу профессионала добавляет принадлежность к такой загадочной стихии, как время.
  5. Что касается цитат, то обращаться с ними следует с осторожностью. Лучше взять немного высказываний, но именно таких, которые помогут развить мысли автора сочинения. Можно, в частности, обратиться к Брехту, который настаивал на том, что искусство немыслимо без знаний. Можно вспомнить Платона. Он считал, что хорошо можно делать лишь то, к чему есть вдохновение свыше.

Возможно, не такой уж и новой, но и нелишней будет мысль о том, что искусство вдохновляет человечество к движению вперед, но само движение нереально без обыденного каждодневного труда.

План на основе нескольких примеров

Само сочинение можно построить двумя способами. Первый — осветить тему искусства и ремесла на примерах произведений разных авторов. Теоретически этот подход позволяет представить более широкую картину проблемы. Второй вариант заключается в анализе творчества одного писателя либо же одного произведения. У него имеются свои преимущества.

Развернутый творческий план сочинения с использованием произведений нескольких писателей для старших классов может быть примерно таким:

Вступление к сочинению

Нина из «Чайки» Чехова

  1. Во вступлении нужно сказать о том, что в жизни наступает момент, когда человек осознает влияние, которое оказывает на него литература. Тогда хочется думать о чем-то высоком, размышлять над смыслом жизни, искать собственные ответы, которые то и дело подбрасывает жизнь. В общем, проявлять творческие способности, делать то, что делали и большие мыслители.
  2. В основной части необходимо поставить проблему, высказать свое отношение к ней и проиллюстрировать его. Начать можно с купринского «Тапера». Сам рассказ незамысловат. Юноша-музыкант вынужден зарабатывать домашними концертами. Случайная встреча с известным композитором благотворно сказывается на его будущем. Молодой человек талантлив, это и замечает истинный творец. Ситуация разрешается в пользу «лириков», а не «физиков»: не нужно бояться проявлять себя, это обязательно будет оценено.
  3. Почти о том же говорит в своем «Слепом музыканте» Короленко. Именно слепота заставила мальчика обратиться к таким чувствам, как слух и осязание. Он слушал игру на свирели, а затем и сам стал осваивать инструмент. Герой шел от простого к сложному и смог научиться игре на фортепиано. Мир по-новому раскрылся перед музыкантом, который достиг личного счастья.
  4. У Нины из «Чайки» Чехова все наоборот. Она изначально мнит себя великой актрисой. Но у нее явно не тот уровень, чтобы быть признанной в столице. Стать звездой не получается. Но героиня находит в себе силы, чтобы начать все с самого начала. Для этого она перебирается в провинцию.

В заключение необходимо сказать, что многое зависит от стремления к развитию таланта или даже минимальных способностей. Человек способен на многое.

Удача, безусловно, важна. Но успеха можно добиться и упорным самосовершенствованием. Это является одним из ответов на вопрос, почему кто-то достигает вершин, а кто-то прозябает в безвестности.

Варианты работ по одному произведению

В восприятии самих творцов подлинным искусством можно считать эмоциональное творчество, которое строится не на повторении пройденного, а на создании нового, открытии прежде не видимых горизонтов. Литератор, композитор, художник выносят свои творения на суд будущего, на суд вечности, а не на суд окружающих их людей. Здесь заложены основы личных трагедий многих гениев. Русские писатели неоднократно обращались к этой теме.

Противоречия между гением и посредственностью

Хорошую работу можно построить на основе пушкинской трагедии о Моцарте и Сальери. Великий писатель, которому самому пришлось немало пережить, рисует два музыкальных характера. Моцарт гениален, он ловит момент вдохновения. Сальери считает, что шедевр можно создать, используя готовые формулы.

Пушкинская трагедия о Моцарте и Сальери.

Основная часть сочинения в кратком формате может выглядеть так:

  1. В своей вечной трагедии Пушкин пытается исследовать саму суть гениальности, природу ее. Бесталанный Сальери не может творить, хотя и не признает этого. Вместе с тем он стремится к великому, ждет появления нового гения, «нового Гайдна». Им он и собирается насладиться, препарировав его творчество.
  2. И вот появляется Моцарт. Это не просто способный композитор, а долгожданный творец. «Реквием» Моцарта несет слушателям небесный свет, но он полон истинной скорби, ненадуманного трагизма. Даже черствая душа Сальери пробуждается от этой музыки, сам же он, слушая музыку, заливается слезами.
  3. ​ЦельСальери, кажется, достигнута. Он дождался гения, он может наслаждаться его шедевром, но он не в состоянии создать ничего подобного. Сальери прекрасно понимает весь драматизм ситуации. Ему не остается ничего другого, кроме как отравить автора великой музыки.
  4. По сути, посредственность, даже понимая собственную неправоту, убивает талант, своего же «нового Гайдна». Но этим убийца и опровергает присущую ему ранее логику, ибо у него не находится в свою защиту иных аргументов, кроме насилия.

По мысли Пушкина, настоящий талант беззащитен перед суровыми проявлениями жизни, но он дан Богом, ремесленник не может его превзойти. Гению же не может быть присуще то, что принято называть злодейством.

Судьба лесковского Левши

Признание таланта — это не награды и слава, не богатство и почести. Божьему дару часто сопутствуют бедность, тяжелый труд. Конечной же ценой достижения вершины нередко становится гибель творца. Судьбу настоящего мастера показательно прорисовал в «Левше» Николай Лесков. В сказе содержится богатый материал для анализа.

Работу можно выполнить на такой основе:

Судьба лесковского Левши

  1. Левша и другие тульские мастера способны делать настоящие шедевры. Но труд их является почти рабским, а сами они почти бесправны. Наконец, они превзошли заморских специалистов, что пришлось по душе российскому императору. Но правителю достижение доморощенных гениев интересно только тем, что им можно похвастаться. Исходя из этого мастера и отправляют в Англию.
  2. Талант не пропал бы и за морем, тем более что англичане оценили его возможности. Но ни деньги, ни другие обещания не могли отвратить его от Родины. Левша проявляет великое чувство патриотизма, считая своим главным делом донести до императора подсмотренный им военный секрет.
  3. Но дома мастера просто оставили умирать, никому ни его слова, ни он сам оказались не нужны. Значит, невостребованным оказался не только патриотизм мастера, но и его несомненное искусство. Куда проще иметь дело с бессловесными ремесленниками, чем с гениальными людьми.

Представителей настоящего искусства судьба балует не всегда. В жизни их ждут большие испытания и настоящие трагедии. Может показаться, что проще быть незаметным ремесленником.

В обычной жизни искусство и ремесло кажутся более взаимосвязанными, чем в научных определениях. Многие предметы быта, которые окружают людей, изготовлены с талантом и любовью. Да, сделали их не гении, но и не бесталанные подражатели.