Интересные факты о возникновении городецкой росписи

Немного исторических фактов

Из-за того, что в основе всех этих техник лежит наивный стиль, многие продолжают путать их между собой, хотя даже при поверхностном ознакомлении становится очевидным, насколько разными они являются. И не последнюю роль в этом вопросе сыграла история возникновения русских народных промыслов, которая полна интересных фактов. Многое известно и о создании городецкого промысла:

Особенности, классификация и символизм русской народной техники живописи

История городецкой росписи

  • Первые упоминания о технике появились еще в XIX столетии, тогда как ее родиной стали небольшие русские поселения, раскинувшиеся на берегах Волги. Примечательно, что все они были сосредоточены вокруг маленького городка под названием Городец (в современности, административный центр в Нижегородской области), откуда, собственно, и пошло название самого промысла.
  • Изначально незатейливыми орнаментами, оформленными в самых ярких оттенках, украшались прялки, притом что дощечки с узорами изготавливались отдельно из другой породы дерева, вставляясь в специальное углубление станка в уже готовом виде.
  • Красочная живопись быстро стала популярной, благодаря чему ею начали украшать не только донца прялок, но и другую утварь и даже отдельные элементы кораблей. В итоге начали появляться чашки, ложки, плошки и прочая мелочевка, расписанная незамысловатыми рисунками в красных, желтых, синих, зеленых и коричневых оттенках.
  • На первых порах техника представляла собой деревянную инкрустацию с очень сложной и кропотливой резьбой по дереву. Однако стремительное расширение применения промысла заставило народных умельцев отказаться от тяжелой техники в пользу более легкой и быстрой в выполнении росписи.
  • Рассвет технологии пришелся на 1870 год, когда художник Огуречников взялся обновить иконы в одной из нижегородских деревенских церквей, используя узнаваемые приемы из городецкой росписи и обучая им своих помощников. А вот в начале XX века она, напротив, пришла в упадок и даже на какое-то время полностью перестала применяться народными мастерами.
  • Свое название роспись получила не сразу, а только в 30-годах прошлого века, и доподлинно известно, что ее автором стал истинный ценитель и исследователь народного искусства по фамилии Василенко. Следует отметить, что наименование в честь Городца было выбрано отнюдь не случайно, ведь, помимо географической близости происхождения, техника почерпнула очень многое из быта и привычного уклада этого городка. Тогда же была открыта первая профессиональная мастерская, благодаря которой интерес к росписи начал стремительно возрождаться.
  • В 1960 году на базе мастерской была построена фабрика, в которой выполнялась роспись по дереву, представленному в различных конфигурациях.

Сегодня более углубленное изучение техники проводится во многих художественных школах. История возникновения городецкой росписи для детей не требует особой адаптации, но для того, чтобы вызвать к ней устойчивый интерес, рекомендуется сопровождать свое повествование яркими картинками, наглядно демонстрирующими всю красоту этого народного достояния.

Главные особенности и символика

Несмотря на всю свою внешнюю простоту и примитивизм, главные элементы городецкой росписи условно делятся на виды и классы, изучение которых оказывается весьма увлекательным, причем как для взрослых, так и для детей. Прежде чем пробовать свои силы в этом народном искусстве, не помешает пройти краткое ознакомление с теоретическим курсом.

Главные особенности и символика

Условная классификация

В настоящее время эту технику довольно подробно изучают во многих русских школах живописи, неизменно начиная ознакомление с ней с теории. И прежде всего речь идет о ее классификации, которая условно делится на отдельные виды по следующим признакам:

Основные узоры городецкой росписи

  • Специалисты различают роспись павловскую и городецкую, причисляя к первой незатейливые узоры и орнаменты, а ко второй развитые сюжетные линии. Так, городецкая роспись зачастую представляет собой целую сценку, даже поверхностное ознакомление с которой позволяет понять, что именно пытался сказать мастер. Исключением, пожалуй, являются только цветочные узоры, которые позволяют просто наслаждаться яркой народной эстетикой без лишних размышлений о символизме и его потаенном смысле.
  • Все композиции городецкой росписи можно условно разделить на симметричные и асимметричные. Иногда в центре может располагаться ключевая фигура с расходящимся от нее в разные стороны в зеркальном отражении одинаковым орнаментом. Обычно это птицы, лошади или львы, тогда как на заднем фоне можно наблюдать фантазийные узоры, цветы или более сложные ягодно-цветочные композиции.

Особой является и база, ведь для нанесения мотивов нельзя просто использовать голую разделочную доску, игрушку или любую другую деревянную заготовку. Изначально их поверхность должна пройти определенный подготовительный период, включающий обезжиривание, грунтовку, сушку и нанесение фона насыщенного охристого, золотистого, оранжевого или теплого желтого оттенка.

Значение фигур

Начинать знакомство дошкольников из детского сада и учащихся старших классов с городецким промыслом следует не только с самых интересных исторических фактов о его возникновении, но и со скрытого символизма, который неизменно таит в себе каждый цветок и весь животный мир, зачастую используемый в этой технологии. Так, начинающим живописцам не помешает занести в свой конспект следующие значения символов:

Птицы в городецкой росписи

Элементы городецкой росписи

  • Птицы. Так как техника имеет прямое происхождение от иконописи, она буквально пропитана скрытым символизмом. И прежде всего речь идет о диковинных птицах, которые олицетворяют семейное счастье. Особенно здорово, если два одинаковых представителя пернатых были изображены в паре, имея упитанный живот, ведь это верный признак взаимности, гармонии и достатка. Обращать внимание следует и на вид птиц, ведь одно дело, если речь идет о петухе, и совсем другое, когда взору изучающего технику, предстает дивной красоты райская птица, правда, разница их значений носит весьма расплывчатый характер.
  • Конь. Еще один символ благополучия, причем на этот раз речь идет о материальных ценностях. Такое значение ведет свои истоки от слова «безлошадный», подразумевающее чью-либо несостоятельность, поэтому появление лошадей, да еще и в большом количестве говорит о полном достатке. Что касается расцветки, то городецкий конь может быть только черной масти. Эта особенность обусловлена старинной технологией выжигания по дубу, сильно затемнявшей рисунок. Именно поэтому более поздние мастера, старающиеся по максимуму сохранить аутентичность, использовали черную краску для раскрашивания лошадей, превращая их тем самым в настоящих вороных жеребцов, несущих не угрозу, а удачу.
  • Цветы с зеленой листвой также являются очень добрым символом, олицетворяющим крепкое здоровье, процветание в делах и долголетие. Всего в городецком промысле различают пять основных цветочных орнаментов, значение которых не меняется, в отличие от техники исполнения, усложняющейся с каждым новым этапом. Примечательно, что простота исполнения первого варианта заставляет преподавателей быстро переходить к следующему занятию, объясняя даже новым ученикам в группе, как рисовать второй тип цветов.

Изучение символики на примере популярных образцов позволяет студентам выбирать рисунок по душе, наполняя его особым смыслом. Если же говорить о применении росписи, то, несмотря на то, что это не хохлома, она отлично подойдет для украшения всевозможной деревянной посуды, матрешек, подносов, дощечек и прочих декоративных элементов, способных нести еще и функциональную нагрузку.

Основные приемы техники

Несмотря на всю визуальную простоту техники, она является довольно сложной, притом что главная трудность заключается в мазках с их разной толщиной и формой, мастерство исполнения которых приходится оттачивать месяцами, а то и годами. Для облегчения поставленной задачи на первых порах могут быть использованы вспомогательные трафареты и шаблоны городецкой росписи, представляющие собой некое подобие аппликации. Кроме того, вовсе не обязательно начинать с деревянных заготовок, ведь проще всего тренироваться на бумаге, перенося на нее основной рисунок с помощью обычного карандаша.

Помимо прочего, начинающему мастеру понадобятся следующие современные материалы и инструменты:

Пошаговое выполнение основных элементов

  • Гуашь или акриловая краска на водной основе. Вне зависимости от выбранного материала, он должен быть хорошо пигментированным и не просвечивать на бумаге. Что касается оттенков, то выбираются самые яркие из палитры, включая черный для раскрашивания лошадей и обозначения контрастных переходов.
  • Кисти разной толщины и среза с натуральным ворсом (подойдет белка, соболь или норка). От качества инструмента будет во многом зависеть аккуратность исполнения работы, поэтому не стоит на нем экономить, выбирая кисточки из среднего ценового сегмента.
  • Шаблоны и трафареты, которые могут быть фигурными или прорезными. Примечательно, что такие заготовки можно сделать своими руками, используя в качестве подручных средств тонкий картон.

После того как все материалы будут подготовлены, а образцы под раскраску нанесены на деревянную или бумажную основу, можно приступать к поэтапному рисованию городецкой росписи. Сам мастер-класс не представляет собой ничего сложного, обычно включая в себя изучение и пошаговое исполнение следующих элементов:

Как расписывать в стиле городецкой росписи

Виды городецкой росписи

  • Розан. Для выполнения этого цветка, который имеет круглую форму, необходимо нанести соответствующий шаблон, используя циркуль или лекало. После этого выполняют заполнение круга яркой краской с помощью широкой кисти, которую необходимо перемещать по внутренней стороне окружности, постепенно переходя к центру, обозначаемому более темным оттенком. Затем выполняется теневка, предполагающая выделение внутренних лепестков с помощью все той же более темной краски. На финишном этапе приступают к так называемому процессу оживки, под которым подразумевается прорисовка прожилок и точек контрастным белым или черным цветом, для чего в ход идет тонкая кисть.
  • Городецкая роза. В отличие от розана ее основа представляет собой несколько объединенных элементов: расположенный в центре продолговатый бутон и окружающие его круглые лепестки, постепенно уменьшающиеся в диаметре при переходе в задний фон. Кроме того, теневку в этом случае выполняют без использования разных оттенков, сразу же переходя к оживке с помощью черной и белой краски.
  • Купавка. По аналогии с розаном, первый этап выполнения этого узора также предполагает нанесение подмалевка круглой формы, после чего приступают к его теневке. В этом случае центр делают овальным со смещением кверху, после чего обозначают крупным шариком верхушку бутона и приступают к прорисовке каплеобразных лепестков по нижнему его периметру с постепенным уменьшением их масштаба к задней стенке. Оживка может выполняться по своему усмотрению с обязательным акцентом на внутренней части каждого элемента.

Самыми простыми в выполнении являются такие цветочные узоры, как ромашка и бутон, в основе которых также лежит круглый подмалевок. А вот их оживка, напротив, имеет свои особенности, представляя собой поэтапно чередующиеся два цвета для контрастной прорисовки, которые могут иметь разное расположение, напрямую зависящее от общей композиции.

Статья про другой вид росписи: