Роман «Капитанская дочка»

Новый жанр в литературе

Если обратиться к истокам, то станет ясно, что роман А. С. Пушкина положил начало новому жанру в русской литературе, получившему название «историческая проза». Это не художественный рассказ с полностью выдуманным сюжетом, а повесть, которая опирается на события, происходившие в действительности. Пушкин взял за основу крестьянские восстания конца XVIII века под предводительством Емельяна Пугачёва, но в его повести просматривается гораздо больше тем.

Причины и последствия бунта — это только малая часть сложных вопросов, над которыми нужно задуматься читателю, поскольку действия героев заслуживают детального внимания. Великий писатель поднимает сразу несколько философских и личностных вопросов:

  • любовь и верность;
  • честь и достоинство;
  • патриотизм;
  • милосердие;
  • долг и справедливость.

Доброта неизвестной благодетельницы

Первая встреча Екатерины 2 и Маши Мироновой

Ключевой сценой для раскрытия образа императрицы является помощь осиротевшей девушке Марии. Первая встреча Екатерины 2 и Маши Мироновой происходит в саду Царского Села. Властительница предстаёт перед сиротой в роли придворной дамы и не называет ей своё имя, давая слово выполнить просьбу девушки.

Дочь капитана Миронова сразу проникается к ней доверием. Это ощущается благодаря лёгкости, окружающей сцену: прекрасный пейзаж и улыбка красивой знатной особы средних лет с прелестной собачкой. Ласковый голос и спокойный важный взгляд пленили сердце Маши.

Создавая образ великодержавной императрицы, Пушкин воспользовался портретом руки В. Л. Боровиковского «Екатерина Вторая на прогулке в Царскосельском саду». Этого мнения придерживаются историки, основываясь на описываемой внешности. Перед читателями предстала статная дама в лёгком домашнем наряде. У нее румяное лицо, выражающее нежность и спокойствие. Художник на своём портрете изобразил широкое озеро, прекрасный луг и солнечный свет. Писатель переносит в это безмятежное утро и тем самым наполняет сцену добросердечием и надеждой на благоприятный конец.

Вторая встреча императрицы и сироты случается уже во дворце. Екатерина велит отпустить Гринева, помогая дочери героически погибшего защитника крепости. Проявленная милость императрицы в «Капитанской дочке» вызывает у читателей тёплые чувства.

Этот сюжетный ход с положительной стороны раскрывает обеих героинь: Екатерина выступает в роли благодетельницы и блюстительницы справедливости, а Маша предстаёт как благородная барышня, готовая идти до конца в отстаивании чести возлюбленного.

Прощение ради выгоды

Важно заметить, что Петру Гриневу дарит свободу не столько государственная властительница, сколько добрая женщина, обыкновенный человек. Императрица не терпела Пугачёва и его соратников, для неё они были преступниками. Почему же она помиловала Гринева? На этот резонный читательский вопрос существуют два возможных ответа:

Вторая встреча Екатерины 2 и Маши

  1. Екатерина по-человечески прониклась историей Маши и Петра.
  2. Императрице было выгодно предстать с положительной стороны в глазах дворянского сословия.

История несчастной сироты Маши пробудила в ней благородные и добрые черты характера. К Екатерине Второй не побоялась обратиться дочь героического человека, что растрогало её. Возможно, императрица вспомнила, каково это — быть молодой барышней с задетым чувством справедливости. Маше удалось воззвать к милосердию и добиться своей цели. Таким образом, история двух влюблённых обрела счастливый финал.

Письмо с великой милостью императрицы хранилось в семье Гриневых и передавалось из поколения в поколение.

Дальновидная Екатерина 2 отлично знала, что этот шаг возвысит её авторитет в глазах благородных дворянских фамилий. Она была умной, расчётливой и высокообразованной женщиной. Ей удалось извлечь выгоду даже из решения, продиктованного чувствами.

Важность иллюстраций

Никакая литература невозможна без изображений главных героев и важных сцен. Наиболее известными рисунками к роману «Капитанская дочка» являются работы Дементия Шмаринова. По признанию художника, он нарочно сместил акцент с трогательных отношений молодых людей на влиятельных исторических личностей. Сцены встреч капитанской дочки с императрицей остались лишь в читательском воображении, тогда как бунтарь Пугачёв передаётся на иллюстрациях многократно. Это подтверждает мысль исследователей творчества Пушкина, что образ Екатерины 2 противопоставляется облику предводителя мятежей.

Пугачевский бунт

Читатель не сможет дать полную и однозначную характеристику Екатерине 2. «Капитанская дочка» показывает не только благонравные деяния. С одной стороны, в книге описывается проявленное милосердие к честному человеку, доброе отношение к сироте, с другой — в романе встаёт вопрос об организованных крестьянских бунтах. Они появились не из воздуха — деятельность императрицы не устраивала простой народ.

Исторический роман Пушкина «Капитанская дочка» значим именно этой многогранностью, благодаря которой центральные персонажи раскрываются с нескольких точек зрения.

Бедная девушка в романе может встретиться с императрицей, дворянский сын — с предводителем народного мщения. Как удивительно это переплетение судеб! Все они склонны к разным поступкам, но внутренне остаются настоящими людьми, способными на доброту и благородство.