Шопен биография

Его творчество, полное искренности и достоверности, было откровением для своей эпохи и стало основой современного музыкального языка.

Новаторский стиль пианиста дал толчок развитию национальных школ музыки.

Семья и детство

Полное имя — Frederic Franciszek (фр. Francois) Chopin, Фредерик Францишек (фр. Франсуа) Шопен. Дата рождения — 1 марта 1810 года. Родился на территории Варшавского герцогства, подвассального Французской империи, в смешанной семье. Отец пианиста — Николя Шопен, француз по национальности, он обосновался в Польше еще в юности. В 1802 году стал жить и работать гувернером в имении графа Скарбека — деревне Желязова Воля.

Фредерик шопен музыкальные произведения

Там же он и познакомился в 1806 году с дальней графской родственницей Теклой Юстиной Кшижановской, на которой впоследствии женился. Юстина была хорошо образованной женщиной, владела французским языком, прекрасно пела и играла на рояле.

Николя также не был обделен музыкальными талантами, любил музицировать на скрипке или флейте. В браке у них родились сын и три дочери. Старшая, Людвика, стала для Фредерика близким другом и самым первым учителем игры на пианино.

С раннего детства будущего композитора обучали музыке. В 5 лет он уже исполнял небольшие пьесы, разученные вместе с Людвикой. Одна из младших сестер, Эмилия, обладала литературным талантом.

Когда родился сын, семья решила переехать в Варшаву. Николя Шопену помогают занять место учителя французского и немецкого языков в Варшавском лицее его бывшие ученики, сыновья графа Скарбека. Образованность и чуткость родителей повлияли на быстрое развитие одаренных детей. Фредерик рос очень чувствительным ребенком, мог заплакать под впечатлением от музыкальной темы или часами подбирать запавшую в душу мелодию. Самое важное в кратком содержании биографии Шопена то, что именно мать привила ребенку любовь к народным мелодиям.

Начальное образование

В 1816—1822 гг. к обучению игре на фортепиано маленького Фредерика имел отношение популярный польский пианист чешского происхождения Войцех Живный.

Шопен биография краткая для детей

Его преподавание базировалось на музыке венских классиков и И. С. Баха, фуги и прелюдии которого навсегда остались одними из самых любимых произведений польского композитора.

Большое впечатление на будущего пианиста произвело и итальянское бельканто.

Главной причиной, почему Живный позже отказался от занятий с мальчиком было то, что технические и музыкальные навыки Фредерика стали соответствовать взрослому пианисту. С 1822 года юный виртуоз стал учиться в частном порядке у польского композитора Юзефа Эльснера. Именно он первым назвал Шопена музыкальным гением. Общее образование Фредерик получал в Варшавском лицее. К этому времени он уже свободно говорил на немецком и французском языке, интересовался историей своей родины, любил читать художественную литературу.

Формирование таланта

Самобытный стиль Шопена начал формироваться под влиянием сочинений Моцарта, итальянской оперы и национально-окрашенных пьес Михаила Огинского и Марии Шимановской. Его первый сочинительский опыт состоялся в 1817 году, в семилетнем возрасте им были написаны два полонеза.

 год рождения шопена

В 1819 году в аристократических салонах Варшавы произошел дебют Шопена как исполнителя. Вхождению в высшее общество талантливого мальчика способствовал князь Антон Радзивилл, позже он помогал с оплатой обучения и путешествиями в Дрезден и Прагу.

Биография Шопена кратко рассказывает, что талант Фредерика не ограничивался одной музыкой. Он неплохо рисовал, особенно карикатуры, и обладал ярко выраженным артистизмом. Любовь к народной музыке у ребенка проявлялась, где бы он ее ни услышал.

На прогулках с отцом он мог часами слушать доносящиеся из какой-нибудь хаты напевы, а позже, бывая в имениях у своих друзей — лицеистов, и сам присоединялся к народным песням и пляскам. Через три года завершил учебу в лицее и впервые издал свой музыкальный опус — Рондо соль минор.

Творчество в юности

В доме семьи Шопенов часто бывали известные представители прогрессивной части польской интеллигенции — писатели, художники, ученые. Это повлияло на быстрое духовное развитие юноши и трезвое восприятие им новых культурных явлений. С 1826 г. по 1629 г. он продолжал свое музыкальное образование в классе Эльснера варшавской Главной школы музыки.

В это время Фредерик сочинил несколько произведений, основные из них:

  • несколько пьес;
  • первая соната;
  • вариации для фортепиано с оркестром на тему оперы «Дон Жуан» Моцарта.

Фредерик шопен музыка для фортепиано

После окончания Главной школы музыки Шопен и несколько его товарищей решились отправиться в Вену. Благодаря сопроводительным письмам Эльснера компания получила доступ в артистические круги города, а молодой пианист виртуозной игрой пробудил к себе сильный интерес. Новые венские друзья уговорили Фредерика дать концерт, который и состоялся в Императорском оперном театре 11 августа 1829 года.

Публика очень хорошо восприняла выступление молодого музыканта, особенно сильные овации получила композиция на польскую народную тему «Хмель». С еще большим успехом прошел и второй концерт в Вене, а музыкальные критики отметили, что приемы и манера игры Шопена значительно отличаются от общепринятых. Они направлены на желание творить музыку гораздо больше, чем на желание понравиться. В конце сентября вдохновленный успехом Фредерик вернулся на родину.

Примерно в это же время юноша познакомился с учащейся Варшавской консерватории Констанцией Гладковской. Юная певица стала его первой любовью, а новые прекрасные чувства вылились в написание одной из лучших песен с названием «Желание».

В 1829−30 гг. были написаны и два фортепианных концерта. Как писал в письмах своему другу Тихусу Войцеховскому сам Фредерик, воспоминания о своем идеале вдохновляли его во время работы над ними.

Добровольное изгнание

После посещения Вены стало понятно, что ничего уже не держит Шопена в Варшаве и ему пора отправляться в большое концертное турне. Пианист долго не мог решиться на этот шаг, терзаемый печальными предчувствиями умереть вдали от родины. С месяца на месяц откладывал он свой отъезд. Между тем политическая обстановка в Польше все накалялась.

 фредерик франсуа шопен

11 октября Фредерик играл на прощальном выступлении, исполнив новый «Концерт ми-минор» и «Фантазию на польские темы», но только через три недели отправился во Францию.

Друзья, зная о нежелании Шопена покидать родную страну, подарили ему кубок с родной землей, а педагог Эльснер со своими учениками проводил его специально написанным хоровым произведением. Предчувствия оказались пророческими, покинув Польшу в двадцатилетнем возрасте, композитор прожил всю оставшуюся жизнь и умер вдали от нее.

Сначала Фредерик Шопен отправился в Вену, надеясь на повторный успех, но дать отдельный концерт так и не удалось. Влиятельные музыканты или боялись конкуренции, или оставались равнодушными к судьбе молодого человека.

Расставшись с иллюзиями, он принял предложение об участии в публичном совместном концерте в апреле 1831 года, после полугодичного проживания в Вене. Здесь он узнал о восстании в Польше против русского самодержавия.

Фредерик решил прервать турне, чтобы вернуться и поддержать своих друзей, принимавших участие в восстании, но близкие и друзья уговорили его не приезжать и творить на свободе.

 биография шопена краткое содержание и самое важное

Молодой композитор решил отправиться в Париж, но поляку не так легко было попасть во Францию. Только в июле 1831 года ему удалось получить паспорт до Лондона через Париж. На территории Германии, в Штутгарте, он получил информацию о подавлении восстания, и вернуться на родину стало невозможно. Под впечатлением таких драматических известий Шопен написал:

  • цикл этюдов, наибольшую известность из которых получил Революционный;
  • печальную прелюдию ля минор;
  • мятежную прелюдию ре минор.

Это событие погрузило преданного поляка в отчаяние. Свою тревогу, гнев и скорбь он выразил в музыкальных произведениях.

Французский этап

Осенью 1831 года Фредерик Шопен добрался до Парижа. Польская революция как бы разграничила два периода его жизни: безоблачная юность на родине и зрелая жизнь за границей.

На первых порах молодой человек обзавелся связями и познакомился со знаменитыми композиторами Россини, Керубини и пианистом Калькбреннером, владеющим виртуозной техникой исполнения. Известное сведение о начале парижского периода жизни композитора заключается в том, что Шопену в то время приходилось довольствоваться выступлениями в домах своих покровителей и высокопоставленных лиц.

Успех в Париже

Frederic chopin

Калькбреннер помогал с организацией первых концертов Шопена в Париже и даже предлагал свои уроки. К счастью, Фредерика отговорили от них, ведь одухотворенность и поэтичность — самые притягательные составляющие его исполнительского искусства, в отличие от механической техники Калькбреннера.

Вскоре пианист получил возможность исполнять свои произведения на сценах Лейпцига, Вены и Парижа. Лиричность исполнения и романтизм ноктюрнов, мазурок, этюдов, вариаций собственного сочинения принесли ему огромный успех и вызвали восхищение у слушателей. Но издатели публиковали музыкальные произведения Фредерика Шопена бесплатно, и ему приходилось по многу часов в день давать частные уроки, чтобы обеспечить себя всем необходимым для жизни. В итоге Шопен-педагог стал основоположником уникальной методики обучения игре на фортепиано.

Друзья и личная жизнь

Постепенно у Фредерика появляется много приятелей и друзей. Это не только композиторы Берлиоз, Шуберт, Лист, но и поэт Гейне и художник Эжен Делакруа, автор одного из многих портретов Шопена. Особенно теплые и дружественные отношения связывали его с Адамом Мицкевичем, которому тоже пришлось жить вдали от родины. Его стихотворения, положенные на музыку Шопеном, нередко возвращались в Польшу и становились народными песнями. Под влиянием творчества польского поэта были написаны сочинения в жанре баллады.

Интересные факты о шопене

Отношения с друзьями могли хотя бы частично заменить музыканту семью, которой у него так никогда и не получилось. Родители его возлюбленной Марии Водзиньской ему отказали. Их не устраивал тот факт, что хоть Шопен и стал всемирно известным пианистом, на жизнь ему приходилось зарабатывать своим трудом. Расставание Фредерик воспринял очень остро, что выразилось в написании знаменитой второй сонаты, медленная часть которой называется «Траурный марш».

Десятилетние отношения польского пианиста с французской писательницей Жорж Санд многие свидетели их совместной жизни называли трудными и изматывающими. Друг и последователь композитора, венгерский композитор Ференц Лист, в своей книге «Ф. Шопен» прямо обвинил Жорж Санд в том, что она стала причиной безвременной кончины Фредерика.

Последние годы

С годами концертная деятельность Шопена практически прекратилась. Все свое время он посвящал написанию этюдов, ноктюрнов, сонат, мазурок и полонезов, прелюдий, скерцо, сонат. Можно сказать, что он дал вторую жизнь жанру этюда, превратив его из чисто механического упражнения в лирические или драматические произведения.

Здоровье композитора стало быстро ухудшаться, особенно после смерти отца и разрыва с Жорж Санд. Свой последний концерт он играл на благотворительном балу в пользу польских эмигрантов в Лондоне. Умер Фредерик Шопен 17 октября в Париже на руках у своей сестры Людвики. Сердце, перед тем как похоронить тело, было перевезено в Варшаву и хранится в костеле св. Христа, как и было завещано Фредериком Шопеном. Похоронные мероприятия были очень торжественными. Известные музыканты исполнили «Реквием» Моцарта и «Траурный марш» Шопена. В могилу высыпали горсть земли из кубка, привезенного композитором с родины.

Наследие композитора

Шопен остался в истории музыки как носитель редкостного мелодического дара.

Биография шопена кратко

Он достиг художественной многогранности, которой другие композиторы добивались, используя множество инструментов, в рамках одной только фортепианной музыки.

Всестороннее развитие, тонкий ум, благородный характер и непринужденность манер придают образу Фредерика Шопена особую привлекательность, не обойденную кинематографом.

Список интересных фильмов о композиторе:

  • «Песня на память».
  • «Юность Шопена».
  • «Экспромт».
  • «Голубая нота».

Самый новый фильм «Шопен. Жажда любви» — 2002 года выпуска.

Автобиографии польский музыкант не оставил, а другие биографы отметили главное в его творчестве — все оно пронизано любовью к Польше и тоской по родине. Книги о Шопене написали Жорж Санд, Борис Пастернак, Фаина Оржеховская.