Учение Платона об идеях

Краткая биография

На сегодняшний день дата рождения философа точно неизвестна. Большинство историков склоняются к мнению, что Платон родился в 427 году до нашей эры в Эгине или Афинах, в самый разгар Пелопонесской войны. Его настоящее имя — Аристокл; прозвище «Платон» (что значит «широкий») он получил, предположительно, вследствие своего телосложения или же как указание на его чрезвычайно разнообразный круг интересов. В жизненном пути философа следует отметить такие пункты:

Смерть Сократа

  • Платон родился в богатой аристократической семье, с детства получил полное и всестороннее образование.
  • Среди учителей философа — Кратил (последователь Гераклита, учил о всеобщей перетекаемости вещей и постоянной изменчивости мира) и Сократ, вдохновивший Аристокла на серьёзное изучение философии и нравственных проблем мира.
  • Во время суда над Сократом Платон был одним из учеников, предлагавших внести за него денежный залог. Интересно, что его учитель присутствует практически во всех диалогах и произведениях в качестве рассказчика или оппонента.
  • После смерти учителя он со своими последователями перебирается в Мегару, где жил Евклид. Философ впервые создаёт работы, посвящённые особенностям человеческого познания. К этому же периоду относится возникновение учения Платона об идеях (кратко — у каждой вещи имеется свой эйдос или идея, которая является аналогом души у человека).
  • Есть сведения, что философ в 389 году до нашей эры отправился в Италию с целью основать там своё идеальное государство. Поначалу его хорошо приняли, однако позже его с бесчестием прогнали (по некоторым данным — он даже ненадолго попал в рабство).
  • В 386 году до нашей эры Платон в Афинах основывает свою Академию — возможно, одно из первых серьёзных учебных заведений в истории человечества. В ней преподавались такие науки, как философия, естествознание, астрономия и особенно, математика, на которую делался главный упор.

Последние годы жизни философа были связаны с гонениями на него со стороны Дионисия Младшего и правителя Сиракуз Диона. Согласно преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году до нашей эры, в период правления македонского царя Филиппа. Тело философа было захоронено в его Академии.

Теория идей

Известно, что Платон использовал некоторые слова в широком смысле — это относится также и к понятию «идеи». Согласно философу, «тот, кто последовательно поднимается по ступеням наблюдения прекрасного, тот увидит нечто удивительное, прекрасное по своей природе. Это прекрасное неуничтожимо, оно не имеет начала или конца, его нельзя ни увеличить, ни убавить, оно предельно самодостаточно». По мнению Платона, идея, или эйдос, имеется у абсолютно любого объекта; для лучшего понимания он выстроил своеобразную иерархию, по которой человек может добраться от низменных объектов до их высшей сути:

Идеи Платона

  • Отображения или тени (соответствует косвенному познанию при недостатке чувственных данных).
  • Чувственно воспринимаемые материальные объекты (познание при помощи 5 органов чувств, непосредственное наблюдение).
  • Математические объекты (познание посредством разума и операций интеллекта).
  • Высший эйдос или идеи (непосредственное познание разумом или интуицией).

Признаками идеи являются такие качества, как объективность (идеи присутствуют в реальности, а значит, любой человек имеет возможность прочувствовать их лично), безотносительность, вечность и независимость от всех существующих ограничений. Платон резко противопоставлял идею любому из наблюдаемых человеческим глазом объекту.

Эту теорию можно объяснить достаточно понятно и просто. К примеру, наблюдать кувшин — это обычный акт чувственного познания материального объекта. Размышление о структуре кувшина при помощи абстрактного мышления — познание при помощи разума. Если же человек пойдёт ещё дальше и попробует представить себе прообраз всех кувшинов, сумеет не просто вообразить, но прочувствовать качество, делающее кувшин кувшином — то тогда он приблизится к пониманию идеи с точки зрения Платона.

Философ считал, что создать идею невозможно — они уже все созданы до появления любого из людей. Человеку же остаётся только воспринимать их своим разумом и воплощать в реальности, а на это способны только те, у кого разум максимально чист и восприимчив (гении). При этом повысить свою восприимчивость к эйдосу можно через интеллектуальное или эстетическое наслаждение, доставляемое наукой или искусствами.

Учение о душе

В определённом смысле родственным философской теории об идеях являются диалоги и размышления Платона о человеческой душе. Философ был сторонником дуалистической концепции: тело и оживляющая его субстанция противопоставляются друг другу (так, последняя будет жить вечно и ничто не может её разрушить или осквернить, в отличие от её материального носителя). В диалоге «Федр» Платон разделяет душу на 3 основные части:

Разум человека

  • Разум. Ориентируется на познание и сознательную деятельность. Является «возницей» или «пастырем», который вынужден, по мере своих возможностей, управлять противоречивой и глупой паствой.
  • Ярость (воля). Стремится к порядку и преодолению трудностей. Ярче всего проявляется тогда, когда человек сталкивается с несправедливостью в свой адрес. При наличии врождённого упрямства или глупости разуму очень тяжело укротить волю, поэтому каждому необходимо с детства заниматься её усмирением (цель — не подавить и уничтожить ярость, а сделать её послушной и управляемой).
  • Страсть. Выдаёт себя в бесчисленных вожделениях и желаниях, свойственных человеку. По Платону, является неискоренимым признаком — то есть, человек никогда не сможет быть уверенным в том, что он избавился или подчинил себе склонность к страстям; «эта часть души подобна стаду, которая нуждается в постоянном присмотре со стороны пастыря».

Учение о душе Платона

С точки зрения античного философа, после смерти человеческая душа отправляется в царство идей или эйдоса (если она достаточно чиста, чтобы находиться в том пространстве) либо же её мятежная часть (страстное начало) влечёт обратно на Землю. При этом Платон упоминает о возможности награды души за её добродетельную жизнь и наказания в случае совершения пагубных поступков.

Существует созданные философом 4 доказательства существования души (некоторые из которых близки учению об идеях). Платон полагал, что раз на Земле всё взаимосвязано и циклично, то это также относится и к высшему миропорядку («Раз живое происходит из мёртвого, а умереть может только живое, то это может говорить о возможности перевоплощения душ»). Второе доказательство связано тем, что душе изначально знакомы абсолютные качества (стремление к внутренней красоте или к справедливости), а это указывает на то, что она получила эти знания ещё до рождения.

Третий аргумент основан на разнородности тела и души (материальное имеет сложную структуру, а значит — оно обречено распадаться на части, а душа имеет простую, «неделимую» природу, поэтому она вечна). Наконец, 4-й аргумент является в прямом смысле постулированием теории об идеях.

Познание и восприятие

Античный философ считается основателем объективного идеализма, а среди его последователей можно назвать великие умы человечества Джон Локк, Рене Декарт, Иммануил Кант и Артур Шопенгауэр. Платоновское учение об идеях и в современное время является темой для изучения и подготовки докладов, рефератов и научных трудов. Однако оно было бы неполным без описания его взглядов касаемо человеческого восприятия. К интересным особенностям его теории познания относятся следующие моменты:

Душа пребывает в мире идей

  • Основа всех гениальных прозрений и открытий — припоминание, а не изобретение. Согласно философу, душа перед вселением в тело пребывает в мире идей, который впоследствии может вспоминаться ей на протяжении земной жизни. В этом и заключается суть процесса познания.
  • Чувственное восприятие, данное каждому человеку от природы, демонстрирует человеку лишь часть мира, притом самую несовершенную его часть. Ключ к осознанию вечной природы всего сущего лежит в «чистом мышлении» (лишённом любых отголосков страсти или иной низменной мотивации). Мир при этом — умопостигаем и доступен для исследования человека.
  • Развитие способности познавать неизбежно связана с самопознанием и изучением самого себя.

Философия Платона

У Платона также присутствует термин «вера» — философ рассматривает это с позиции своей теории об идеях. Так, человек, который «верит» в существование чего-то, удостоверяет его существование при помощи своей души (то есть, чувствует истинность или реальность объекта, не видимого посредством чувственного восприятия). При этом следует отделять веру от предположения, основой которого является сомнение в истинности или реальности объекта.

Вся философия Платона практически пронизана этическими проблемами; от его ранних сочинений до поздних диалогов прослеживается тенденция развития идеи об абсолютной (врождённой) морали, осознание которой и является одной из важных жизненных задач человека. Главнейшим же смыслом жизни каждого является попытка возвыситься над несовершенным чувственным миром с целью уподобиться миру эйдоса. Освобождение души от всего телесного способствует трансформации человека, его уподоблению божеству.