Жанр, размер

По жанру это собственное лирическое произведение, словесный пейзаж. Поэтический размер: хорей. Рифмовка: перекрестная, мужские окончания строк сочетаются с женскими.

Композиция стихотворения

В произведении 4 строфы, представляющие собой четверостишия. Композиция линейная: описание окончания дня, рассказ о возвращении клина журавлей в родные края, мысли об ожидании весны. Названия в традиционном понимании у стихотворения нет, поэтому его именуют по первой строке с добавлением многоточия.

Если обратиться к словесному рисованию, то содержание текста можно вместить в рамки одной картины, изобразив на фоне сумерек и струящихся потоков звездного света зеленую рощу, луга с ямами, заполненными талой водой, угомонившихся грачей на отдельно стоящих высоких деревьях. На ночном небосклоне должны быть видны журавли, неутомимо продолжающие путь домой, а в кронах берез и осин нужно спрятать силуэт Весны.

Темы, проблемы, основная мысль

Анализ стиха «Догорел апрельский светлый вечер…» показывает, что тема произведения – природа. В первых строках говорится о начале позднего вечера, когда в природе заснуло все: птицы, река, деревья. Ночь молчалива, свет звезд великолепен, а апрельский воздух полон весеннего аромата. В последних строфах автор повествует о том, как стая журавлей клином возвращается домой, а хозяйка времени года ждет начала дня. Классик обозначает следующую проблематику:

  • взаимодействие человека и природы;

  • гармония в душе человека и связях субъекта с миром;

  • ожидание перемен;

  • жажда жизни;

  • любовь к Отчизне.

Основная мысль: показать красоту природы, выразить личное отношение к изображению пробуждения весны, обратить внимание читателя на умение видеть прекрасное и сокровенное, призвать людей учиться ждать перемен, не форсируя события.

анализ стихотворения догорел апрельский светлый вечер

Образы и символы

Анализ стихотворения «Догорел апрельский светлый вечер…» выявляет в тексте обилие тропов, фигур, условных знаков:

  • эпитеты – светлый (вечер), холодный (сумрак), звездный (свет), тихая (вода), (смотрит) зорко;

  • метафора – догорел (об окончании дня), светят водою (о ямах);

  • олицетворения – весна смотрит, ждет, внемлет, сумрак лег;

  • символ – весна отождествляет ожидание и мечту.

В тексте 2 художественных образа: лирический герой и Весна (не случайно слово написано с заглавной буквы). Повествователь выражает авторское сознание, он трепетно относится к суточным и сезонным изменениям, ощущает себя частью природы. Весна прекрасна, она уже полностью вступила в свои права. Однако апрельские ночи еще холодные, поэтому она ожидает рассвета, чтобы продолжить колдовство. Лирический герой счастлив, оттого что причастен к таинству.

Несмотря на то, что автор наделяет образ времени года одушевленными чертами, он не стремится ее романтизировать. Об этом же свидетельствует наличие бытовой лексики в структуре: чернозем, зеленя (смесь из свежей травы для корма скота). Указанная черта в целом свойственна поэзии классика, подобные особенности можно обнаружит во всех его стихотворениях.