Олицетворение – это один из тропов, которые наиболее часто используют поэты и писатели для придания образам выразительности. Этот литературный приём имеет древние корни, уходящие во времена мистификации и оживления предметов и явлений. Его называют ещё персонификацией или одушевлением. 

Основная цель приёма в русском языке – создание ярких образов, картин, выражение эмоций или переживаний героев, авторского отношения к описываемым явлениям или событиям.

Что такое олицетворение

С определением данного тропа школьники знакомятся на страницах учебников. Олицетворением называют наделение неживых предметов свойствами человека. 

Олицетворение

Например:

  • солнышко улыбается;

  • небо хмурится;

  • берёзы шепчутся.

Все эти действия могут совершать только живые существа. Этот троп является одной из разновидностей метафоры, но, в отличие от неё, олицетворение проще распознать в тексте. С этим легко справляются учащиеся начальных классов.

Наряду с олицетворением в художественных произведениях широко используются сравнения, эпитеты, метонимия и другие средства выразительности. Но именно олицетворения оживляют текст, делают его неповторимым, подчёркивают авторскую индивидуальность.

Примеры из художественной литературы

Олицетворения нередко звучат в повседневном общении (время бежит, молоко убежало). Эти слова не имеют в данном контексте смысла, если учитывать их прямое значение.

Примеры олицетворения

Много примеров использования данного тропа в произведениях устного народного творчества, где полным-полно неживых предметов, умеющих говорить и двигаться: ковёр летает, печка двигается, месяц разговаривает. 

Ещё автор «Слова о полку Игореве» использовал приём одушевления предметов. Соловьиное пение у него «уснуло», а печаль «течёт» по Руси.

Но истинное назначение олицетворений – украшение художественного текста, создание неповторимого авторского стиля. Обычно в роли одушевления выступает глагол. Он делает созданную автором картину более живой, динамичной, запоминающейся. 

Например:

  • А. С. Пушкин так описывает наводнение: «…Нева…на город кинулась…», «…волны, как воры, лезут в окна…»;

  • у Ф. И. Тютчева «…лазурь небесная смеётся…»;

  • у М.Ю. Лермонтова «…звезда с звездою говорит…».

Настоящим мастером олицетворений можно назвать С.А. Есенина. В его стихотворениях природа ведёт себя, как живой организм: роща у него «отговорила», ковыль «нашептал», метель «машет рукавом», а звёзды «задремали». Многие олицетворения в его стихах развернулись в виде целых предложений: « …кленёночек маленький матке / зелёное вымя сосёт».