Роль пейзажа в романе "Отцы и дети"

410
Ответ

Конфликт двух сословий - либерально настроенных дворян и демократической молодежи является главной идеей в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети". В целях более яркого отображения темы и идеи произведения писатель использует описание природы. Роль пейзажа в романе довольно интересна и символична. Благодаря ему автору удается создать необходимый психологический и эмоциональный настрой. Во время поездки героев романа в Марьино читатель видит первое описание природы. Здесь автор описывает, что происходит в домах и угодьях дворян,так как проблемы существовали не только в Кирсановских деревнях, но и по всей стране. Мужчины выглядели очень плохо, были исхудалыми и потрепанными. тощие коровы жадно ели траву. Автор проводит параллель между жизнью бедных крестьян и безрадостной зимой. Через описание природы писатель хотел передать внутренний настрой и характерные черты своих героев. Для этого он приводит в пример Аркадия: в то время как он раздумывал, весна вступала в силу, вокруг все цвело и благоухало, пели птицы. От весеннего настроения Аркадий прервал свои раздумья, взглянул на своего отца глазами того мальчишки, и тот обнял сына. Далее автор противопоставляет красоту природы трагической развязке дуэли, изображает глупость и нелепость смерти. Таким образом писатель подчеркивает суетливость людей перед красотой и величественностью природы. Пейзаж здесь проявляется как символ настоящей жизни. Это чувствуется на кладбище у могилы Базарова. В 3 главе романа описание природы видится нам особенно ярким и важным. Отец радуется встрече с сыном, а тот постоянно ловит взгляд студента-нигилиста Базарова, который является его другом. Он опасается, чтобы Базаров не услышал рассуждений о дивной красоте природы, так как Евгений относился к природе не как к храму красоты, созданному для любования им, а как к некоей мастерской для деятельности человека в целях своей выгоды. Беседка Николая Петровича показана как цветущая и благоухающая, что говорит о доброте и мягкости его души. А вот в саду Одинцовой присутствует иллюзия искусственности жизни с его ровными безликими аллеями и подстриженными елками. В беседе с Одинцовой Базаров вспоминает свое детство и о росшей на самом краю осине. Он находит сходство между собой и деревом, считая себя таким же одиноким, озлобленным и очень гордым. Осину он считал своим талисманом. В произведении пейзаж передает ощущение просторности, а не замкнутости, так как герои романа постоянно путешествуют. Конечную точку в повествовании ставит именно описание природы. В эпилоге описано деревенское кладбище, которое служит доказательством того, что теория Базарова несостоятельна и в дальнейшем она будет погребена. И лишь природа будет всегда напоминать о «вечности, спокойствии и примирении».

К началу страницы