Картина В. Серова «Девушка, освещенная солнцем»

Героиня портрета

Являясь одним из первых импрессионистов в России, художником дома Романовых, популярным портретистом, Серов еще во время жизни получил много художественных наград.

Девушкой «в солнечных лучах» была его кузина — Мария Симонович. Подходящее место для написания картины они вместе нашли в саду. Художник решил нарисовать сестру при солнце, которое пробивается через листья, создавая оригинальную игру света и тени.

Кузина — Мария Симонович

Он утверждал: «В современном мире пишут все тяжелое, нет чего-то отрадного. Я хочу отрадного и буду рисовать только это».

Сестра позировала художнику, находясь на старой скамье, которую окружала раскидистая липа. Марии приходилось сидеть неподвижно долгими часами, сохраняя на лице одинаковое выражение. Как она сказала: «Мне нужно было все время думать о чем-то хорошем, чтобы не нарушить принятое выражение, которое было важным условием для выполнения этой трудной задачи».

Художник работал над полотном 3 месяца — в самое жаркое время, пытаясь поймать любой солнечный день.

Мария писала: «Мы работаем в запой, и он, и я одинаково увлечены: он удачным написанием, я — важностью назначения». В пасмурную погоду Серов работал над картиной «Заросший пруд».

Использование импрессионистских средств в картине

Работал над полотном художник летом в 1888 г. В то время он навещал в поместье Домотканово своего близкого приятеля, родственника и соратника по художественной академии Владимира фон Дервиза. Несколькими годами ранее он смог помочь Дервизу купить этот дом и после его приобретения приезжал в гости практически каждое лето, пока не умер. В этом имении он написал около 20 полотен, среди которых можно выделить:

  • «Баба с лошадью»;
  • «Баба в телеге»;
  • «Октябрь. Домотканово»;
  • картинки к басням Крылова.

Картина «Октябрь. Домотканово»

Серов первый живописец России, где в творчестве появились характерные черты для импрессионизма. Не только отечественные, но и английские исследователи сегодня говорят, что у него в это время наступил некий «период увлечения». Первой картиной талантливого мастера в этом живописном стиле было полотно «Девочка с персиками», он ее нарисовал в 1887 г.

Рисуя «Девушку, освещенную солнцем», портретист неслучайно был исполнен решимостью создать эту картину в саду. Серов давно мечтал нарисовать портрет на свежем воздухе, именно так можно было поймать игру света и контраста разных цветов.

Солнечные зайчики, тонкие световые тени и цветовую гамму оттенков летней природы на фигуре своей кузины художник вырисовывал мелкими мазками.

Если кратко рассматривать основные детали картины, то в первую очередь нужно выделить:

  • озаренную солнцем Марию;
  • яркую поляну и тенистую рощу на заднем плане;
  • светлую кофту и синее платье девушки;
  • темную крону дерева.

Третьяковская галерея

Серов решил продемонстрировать свою картину на восьмой выставке Общества любителей художеств в Москве. Его произведение понравилось Павлу Третьякову. Сам художник в это время находился в Питере, а его дела вел близкий друг Остроухов, который ему написал: «На всякий случай скажи цену, мне очень хочется, чтобы полотно находилось в галерее».

Третьяковская галерея

Через время Третьяков покупает «Девушку, освещенную солнцем» за 300 рублей. В декабре этого же года Остроухов пишет художнику: «Твое имя в Третьяковской галерее». При открытии художественной экспозиции около полотна уже находилась пометка: «Собственность Третьякова».

Изображение своей сестры Марии Симонович, которое Серов нарисовал, когда ему было 23 года, являлось одним из любимых творений портретиста. В 1911 г., незадолго до собственной кончины, художник гулял по Третьяковской галерее с приятелем. Он встал перед «Девушкой, освещенной солнцем» и произнес своему другу: «Нарисовал эту картину, а затем всю жизнь, как ни тужился, ничего уже не получилось, здесь весь выдохся. И самому чудно, что это я сделал. Тогда я как будто с ума сошел. Нужно это иногда — нет-нет, да и чуть спятить. А то ничего не получится».

Композиция полотна

Основной задумкой художника во время написания картины была четкая передача игры бликов солнца. Очарованный с одной стороны уникальной природой, и неподкупной наивностью главной героини — с другой, мастер попытался передать неповторимую игру сияющих глаз своей сестры и солнечных лучей.

В результате получившийся портрет превзошел все ожидания Серова: фигура женщины, которая замерла возле подножия раскидистого дерева, излучает собой вдохновение и спокойствие. Вся жизнеутверждающая красота произведения выражается ясным и сочным колоритом разных тонов.

В кратком описании картины нужно отметить сюжетную линию этого шедевра. Роскошный пейзаж рядом с домом в Домотканово освещается летним солнцем. Этот мотив невозможно передать словесно — такое большое количество красок в зеленых и желтых оттенках использовано художником!

В. Серов «Девушка, освещенная солнцем»

В тени липы прячется уставшая от жары юная барышня. Но даже густая крона дерева не может полностью укрыть ее от солнечных лучей. Но, несмотря на это, вся фигура модели указывает на безграничную умиротворенность и спокойствие. Кажется, что наивный, практически детский взгляд натурщицы скрывает в себе твердость убеждений и великую мудрость. Девушка как бы сливается с природой, одухотворяя ее собой. Картина является настоящим гимном первозданной красоты.

Серов долго подбирал ракурс, во время которого все изображаемое на холсте получило бы асимметрическую, внутреннюю неподвижную уравновешенность при внешней устойчивости композиции. При диагональном расположении ствола дерева голова Марии в центре полотна. Тающие и летящие мазки, отблески света при максимальной насыщенности цветовой гаммы находятся в основе произведения, прозрачные краски, которые не смешаны, создают чувство движения воздуха.

Так, создается впечатление, что вся картина — это фрагмент, который вырезан непосредственно из натуры, настолько он искусно сделан, легко и непринужденно показывая естественное бытие человека в близкой, родной и характерной ему среде. Как говорил сам художник: «Нужно рисовать так, чтобы не было заметно труда».

Особенности творчества Серова

Это не один знаменитый портрет Марии, который нарисовал Серов. В 1890 г. кузина художника выходит замуж во Франции за русского эмигранта Соломона Львова. Через время он становится знаменитым психиатром. Приезжая на родину, Мария нередко посещала Домотканово. В один из визитов в 1895 г. портретист пишет еще одно полотно с ее натуры. Автор подарил его сестре, которая увезла шедевр во Францию. Она решила завещать картину Третьяковке, но ее сыновья позже отдали ее в музей д’Орсе в Париже.

Серов работал в различных стилях: рисовал пейзажи, картины на мифологическую тему, изображал картинки к басням Крылова, делал декорации для театральных постановок. Но прославился он как талантливый портретист.

Валентин Серов, русский живописец

Первые картины в этом стиле мастер нарисовал в Абрамцевском кружке, в котором познакомился с семьей Мамонтовых. Мастер рисовал многих людей того времени: холопов и помещиков, членов царской семьи и разных императоров, балерин Иду Рубинштейн и Анну Павлову, других художников. Серов проводил множество экспериментов с материалами и техникой написания. Он изготавливал гравюры, делал наброски акварелью, рисовал с помощью угля, масла, мела, карандаша.

Между прочим, сам Серов, который нарисовал более 150 портретов, не относил себя к портретистам. Про себя он говорил: «Я не портретист. Я обычный художник».

Эта картина не оставляет равнодушным ни одного человека, множество восторженных отзывов находятся на ее памяти. Однако также нашлись и люди, которые назвали это полотно импрессионистичным. Но непосредственно художник постоянно говорил, что никаких намеков импрессии в этом изображении нет, просто он попытался передать глубокие чувства умиления и восторженности настоящей красотой русской девушки.

Также эта картина являлась одной из его любимых. Не скрывая собственной любви к земным и утонченным чувствам, Валентин Серов изобразил свою кузину, передав ее взгляд взрослой женщины и детские черты, погруженную в раздумья голову, человека, имеющего чувственное тело. При написании сочинения в описании портрета девушки многие изображают, как будто главная героиня играет с солнцем, а оно с ней.