История написания

Виктор Васнецов писал это полотно 27 лет. Первые наброски были сделаны в 1871 году, а последние мазки - в апреле 1898 года. Сразу после написания картину купил П. Третьяков для своей галереи, где она находится и по сей день. “Богатыри” написаны маслом на холсте. Это огромное полотно, по величине составляющее 295,3х446 см.
Важно! В ряде произведений Виктора Васнецова “Богатыри” выделяются свой монолитностью и простотой. В композиции он использовал широкие линии, персонажи изображены намеренно крупными. На первом плане стоят богатыри, но изображены они не по центру. Внимание приковано к правой стороне - оттуда приближается опасность.
Идея создания появилась в годы, когда народные фольклорные сюжеты были весьма популярны. И хотя мода на них быстро прошла, для Васнецова народные предания стали основой его творчества. Рис. 1. "Богатыри" (слева направо: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович). В. М. Васнецов. 1881—1898 гг.
Рис. 1. "Богатыри" (слева направо: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович). В. М. Васнецов. 1881—1898 гг.
Художник в основу сюжета поставил трех величайших богатырей Руси: Добрыню Никитича, Илью Муромца и Алешу Поповича. Они изображены на выезде во время службы. Зоркие глаза пристально высматривают врага и следят за тем, чтобы народ был в безопасности и никем не обижен.
Важно! “Богатыри” были начаты в первые годы творчества Васнецова. Он постоянно возвращался к ним, дописывая детали. Эта картина воплотила всю его любовь к родине, ее могуществу и героизму, внутренней и внешней красоте народа.

Илья Муромец на картине Васнецова “Три богатыря”

Во главе дозора стоит Илья Муромец - это самая большая фигура на полотне. Критики отмечают, что Илья получился лучше всего, и сам Васнецов считал так же. Это - могучий непобедимый русский богатырь, который является реальным историческим персонажем. Художник изобразил его спокойным и уверенным в своей мощи. Лицо Ильи выражает его благородство и мудрость, необычайную выдержку. Внешнее спокойствие дополняется решимостью действовать в любой момент. Илья Муромец собран и насторожен, его губы крепко сжаты. Из-под шишака видны седые волосы, которые указывают на солидный возраст воина. Рис. 2. Первый набросок картины «Богатыри». В. М. Васнецов. 1871—1874 гг.
Рис. 2. Первый набросок картины «Богатыри». В. М. Васнецов. 1871—1874 гг.
Муромец держит в руке огромную палицу, которая выглядит просто неподъемной. Конь его под стать хозяину. Вместе они составляют единое целое - монолитную могучую силу, которую ничто не остановит перед врагом.
Важно! Для написания этого персонажа использованы плотные тона темно-синего, желтого, черного и серого цветов.

Добрыня Никитич

Добрыня Никитич имеет свой характер и свои достоинства. Несмотря на то что в былинах говориться о молодом Добрыне, Васнецов изображает его как зрелого опытного воителя.
Этот его герой стал воплощением культурности, вдумчивости, ума, предусмотрительности, знания. Добрыня сидит, выставив перед собой щит и держа меч наготове - он полностью готов к схватке с врагом. Его конь напряжен - он чует недруга. На сбруе нарисованы полумесяцы - символ того, что это победитель татарина. Конь Добрыне достался как трофей в тяжелом бою. Рис. 3. Добрыня Никитич. Андрей Рябушкин. 1895 год
Рис. 3. Добрыня Никитич. Андрей Рябушкин. 1895 год
Этот богатырь имеет богатое одеяние и оружие. Он сидит величаво и собранно. Лицо его красиво и благородно, с тонкими чертами.
Важно! Для написания Добрыни Никитича, Виктор Михайлович использовал яркие насыщенные сочетания белого и красного, ярко-зеленого и золотисто-желтого цветов.

Алеша Попович

Алеша Попович - самый молодой богатырь. Он по-юношески весел и светел. Это ловкий, находчивый выдумщик, который любит петь и играть на гуслях. С инструментом он не расстается даже на службе - мы видим их прикрепленными к амуниции коня. Лицо Алеши смуглое и широкое, на нем отчетливо прорисованы выразительные глаза, а подбородок и губы - подчеркнуто мягкие. Это лицо юноши, молодого крестьянина, который отличается удивительной силой и сообразительностью. Алеша воплощает смелость и отвагу. Он красив, и Васнецов подчеркивает это, тщательно прописывая каждую деталь одежды богатыря и его коня.
Важно! Васнецов использовал реальную одежду и упряжи того времени. Он много внимания уделил этому вопросу, изучая историческую литературу и посещая музеи.
Рис. 4. «Богатырский скок». Виктор Васнецов. 1914 год
Рис. 4. «Богатырский скок». Виктор Васнецов. 1914 год

Пейзаж

Прописыванию пейзажа творец уделил очень много внимания. Он изобразил традиционный эпический пейзаж, тщательно выверив соотношения планов, линий, земли, неба, видов растительности и т.д. На полотне изображены луг и перелески. Небольшие сосны и ели символизируют русскую землю, определяя, где находятся персонажи картины. Они намного меньше богатырей, подчеркивая величие последних. С картины буквально веет силой просторов и сочностью русской природы. “Богатыри” - знаменитая картина, которая является очень символичной. Каждая ее деталь рассказывает об истории и вызывает гордость за мощь и величие защитников земли русской. Васнецов стремился показать опору народа. Его герои выглядят очень реальными и внушают спокойствие, ведь пока они берегут земли, бояться нечего. Это полотно известно далеко за пределами России. Его высочайшую художественную ценность признают во всем мире. Смотрите также аудио-версию анализа этого полотна и саму картину в предложенном ниже видео.