Описание картины левитана владимирка

Описание картины Левитана «Владимирка» описывает путь в Сибирь, пройденный десятками тысяч арестантов и отражает понимание автором бесправия и горести народа.

Жанр и история создания полотна

Исаак Ильич Левитан «Владимирку» написал, будучи состоявшимся художником. Полотно является одним из самых крупных по размеру и представляет жанр исторической живописи. Его очень часто относят к «мрачной» трилогии, которая включает картины:

  • «У омута»;
  • «Над вечным покоем»;
  • «Владимирка».

Это социальный пейзаж, которых очень мало среди работ Левитана. Оно было создано в период, когда живописец находился на отдыхе в местечке Владимировка. Большое впечатление на живописца произвело посещение Владимирского тракта. Этой печально известной дорогой отправляли в Сибирь на каторгу заключенных.

 левитан владимирка картина

Создание полотна имело для мастера силу гражданского поступка. Работа над эскизами началась в 1892 году. Художник много писал с натуры. Полотно было создано в короткие сроки. Чтобы закончить картину, Левитану потребовалось несколько сеансов.

В 1893 году «Владимирка» Левитана была представлена публике. Большинство зрителей сочли выбранную художником тему неприятной и скучной. Многим изображение дороги показалось обращением к революционно настроенной части общества. В ней увидели обвинительный подтекст господствующей власти и самодержавию.

Зрителю было трудно понять, что чувствовал и о чем думал художник, когда смотрел на уходящую вдаль дорогу. Может он представлял закованных в кандалы людей, которые медленно бредут под лучами палящего солнца.

Несмотря на то что полотно признали самым социальным, его не стал покупать для своей коллекции даже Третьяков.

Описание картины

В XVIII — XIX веке с Владимирского тракта начинался путь каждого каторжанина. Работа была создана через несколько лет после наступления момента, когда заключенных стали увозить в Сибирь на поездах. Теперь дорога пуста и безжизненна. Она отдыхает. За долгие годы она повидала много горя и скорби. Пустота и напряженная тишина создают тревожную обстановку. У зрителя возникает ощущение, что скоро послышатся горестные стоны осужденных, окрики надсмотрщиков и глухой стук цепей.

В центральной части картины автор расположил уходящую за линию горизонта дорогу. Путь каторжников имеет символическое значение. Художник старался выразить чувство бесконечной грусти и скорби. Низкое пасмурное небо навевает печальные мысли. По нему плывут серые облака, которые готовы пролиться на землю мелким, холодным дождем.

 исаак ильич левитан владимирка

Вдалеке виднеется одинокая женская фигура. Возможно, странница ждет, когда по дороге пойдут заключенные, и она сможет увидеть мужа или сына. Женщина обращается с молитвой к иконе, расположенной на верстовом столбе, который является важной деталью картины. Он отмеряет расстояние, пройденное путниками, их горе и страдания.

Около горизонта едва различима белая церковь. Она является символом надежды на лучшее и светлое, которое может появиться в жизни медленно идущих по Владимирскому тракту людей. Эту деталь художник вводит в сюжет картины неслучайно. Без нее полотно выглядело бы более тягостно.

Кроме чувства безысходности и одиночества, живописец передает свою большую любовь к родной природе.

Он наполняет произведение необъятным простором широкого поля, зеленью леса и раскинувшегося высокого неба. На общем сером фоне они выглядят довольно ярко.

Выразительные средства

Для русского изобразительно искусства XIX века мотив дороги является типичным. У Левитана он приобретает философский смысл. Для художника с помощью изобразительных средств очень важно передать, что эта Владимирский тракт — это дорога каторжников, для большинства из которых она станет последней.

Картина левитана владимирка

Уходящий вдаль путь с верстовым столбом постепенно перемещает взгляд на задний план полотна. Набегающие из-за линии горизонта тяжелые облака создают возвратный эффект и фиксируют изображение.

Картина очень интересна в плане выбора изобразительных средств, которые использует художник. Для описания неба и земли он использует тонкие цветовые переходы. Мелкие детали автор пишет тонкими мазками, которые привносят в полотно некоторое одухотворение.

Цветовая палитра несколько отличается от ранних работ Левитана. Ее особенностями являются:

Сочинение по картине владимирка

  1. Отсутствие ярких красок при изображении неба и степи. Художник ограничивается сероватыми, землистыми и зеленоватыми оттенками.
  2. Для изображения пейзажа Левитан использует яркие цвета. Белеющая вдали церковь. Полоска ржи на заднем плане, густой лес вносят оживление и свежесть. Они противопоставлены общему настроению картины.
  3. Живописец детально прорисовывает неровности и ухабы на дороге, словно желая подчеркнуть тяжесть пути измученных людей.

Тракт постепенно зарастает травой. Человеческая память постепенно стирает из памяти его горестное предназначение, но зрителю долго не удается избавиться от тревожного чувства.

Многие рассматривают сюжет Vladimirka как хорошо выполненный пейзаж, передающий красоту русской природы. Но название полотна нагнетало тяжесть, тревогу и переживание за судьбы арестантов.

Такая двойственность восприятия сделала произведение одним из самых важных в творчестве выдающегося художника и любимым у прогрессивно настроенной интеллигенции.