Истоки зарождения культуры

​История древнерусской страны сохранила немало источников данных о прошлом, подтверждающих высокий уровень развитости славянских племен. Появление алфавита, на базе которого сформировалось «русское слово», безусловно, стало важной основой для объединения различных народов. Но на своем пути молодое государство столкнулось с проблемами, связанными с разными верованиями людей и борьбой князей за власть. В результате причины такого рода и привели страну к раздробленности.

Появление христианства

Культура древнерусской страны глубоко связана со временем возникновения Киевской Руси. В 862 году славянские и финно-угорские племена призвали варягов на княжение в Новгород. Варяги и дружинники Рюрика Аскольд и Дир в этом же году подчинили себе Киев.

культура киевской руси кратко

Русским историкам до сих пор неизвестны точные даты зарождения культуры в древнем городе Киеве. Скорей всего, этот период начинается в IX веке, когда происходит объединение племён под предводительством князя Олега, и заканчивается около 1132 года в связи с распадом древнего государства. Эти события положили основу создания древнерусской цивилизации.

Особую роль в формирование культуры сыграла принятие христианства в 988 году князем Владимиром. Он разрушил языческие поверья славян и объединил различные народы. Государь понимал, что вера может стать важной скрепой для укрепления государственности Древней Руси. Кроме того, для страны были бы полезны экономические, политические и духовные связи с Византией, которая являлась по тем векам мощным и богатым государством.

Со временем религия проникла во все аспекты жизни древних славян. Стало возрастать политическая роль духовенства в глазах князей. Количество епархий в 1240 году уже увеличилось до 16. Благодаря правителю Владимиру, были преодолены разногласия разных народов славян. Киевская Русь стала крепким, сильным государством со своей самобытной культурой.

Живопись и фольклор Киевской Руси

Важное место в повседневной жизни древних славян занимал фольклор. Любимыми произведениями в древности были сказки, песни, краткие и ёмкие частушки, былины и т. д. Творчество народов было отражением их мифических представлений о жизни, но также было место и развлечениям простого народа наподобие плясок, гуляний и хороводов. В частности, существенный прогресс музыки произошел при следующих событиях:

развитие культуры киевской руси

  1. В начале X−XI веков стал складываться новый музыкальный тип искусства — былины. В основном они распространялись в военной среде — дружинными певцами и скоморохами, воспевающими подвиги русского войска в борьбе с иноземными захватчиками (монгольского ига, хазар, половцев и т. д. ). В былинах были представлены реальные прототипы героев такие, как Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич. Излюбленными инструментами певцов того времени были гусли, рога, свирели, также в княжеских палатах всё чаще звучали инструменты иностранного происхождения (навла, лавута, кимбал, колокольчики).
  2. С появлением христианства возникла церковная музыка, которая многое переняла от Византий. Появились ее первые профессиональные исполнители «домественники», организовавшие церковно-певческие хоры в Киево-Печерской лавре. Церковная музыка стала дальше распространяться по всем монастырям Руси и даже обрела название «Киевский распев».

При упоминании творчества народов славян нельзя не коснуться её живописи. Этот вид искусства находился под большим влиянием церкви. В начале XI века интерьеры Киево-Печерской лавры были расписаны византийскими мастерами, потом такая практика передалась русским художникам и стала применяться ими в других церквях. Школа славянской живописи приобретала свой облик, хорошим тому примером является Успенский и Дмитриевский собор, выдающиеся памятники домонгольской архитектуры Руси.

Важные мероприятия в религиозной жизни разного класса людей не обходились без обряда почитания икон. Сохранилось до сегодняшних дней много изображений святых мучеников (например, известные «Спас нерукотворный», «Деисус», «Богоматерь Владимирская» и пр.).

Синтез разных культур языческой и христианской стал значимой особенностью в жизни людей. Обрядовые праздники, например Масленица, день Ивана Купалы, сохранились до сих пор.

Развитие письменности, образования и науки

Огромный вклад в изменение культуры, а также накопление знаний, опыта в развитие художественного слова внесло введение единой письменности. Ее создание началось во второй половине IX века с прибытием из Византии Кирилла и Мефодия по приглашению князя Ростислава. Они занимались созданием славянской азбуки и переводом древнегреческих текстов, например, книг Священного Писания.

Сообщение на тему древнерусская культура

Первое упоминание о применении кириллицы датируется Х в. Между прочим, договор 911 г. между князем Олегом и представителем из Византии был написан на двух языках — греческом и славянском. Археологические и летописные находки лишь доказывает факт в том, что грамота среди разных слоёв было широко распространено. Одним из примеров являются находки Новгородских берестяных грамот, датируемые XI в.

Важную роль в развитие письменности сыграла зарождение книжного искусства на Киевской Руси. Широко известно, что для проведения разного рода богослужений и православных обрядов требовалось наличие высокоразвитой письменности, а именно: произведений исторических, церковных, богословских, проповеднических и прочих.

Уже постепенно стали появляется переводы при царстве Ярослава Мудрого, например, «История иудейской войны» Иосифа Флавия.

Стоит отметить, что широко распространена была так называемая фольклорное творчество городского населения в виде «граффити» на стенах, в которых описывались жизненно важные проблемы этого общества.

Культура древней руси доклад

Таким образом, можно сказать, что внедрение христианства в целом благотворно повлияла на развитие образование и школьного дела в древнерусском государстве. Конечно же, плодами «культурного подъема» на Руси пользовались по-прежнему ограниченный круг состоятельных и богатых людей. Но даже в таком сословном обществе находились небольшие узкие места для образования малообеспеченных слоёв, примером тому является открытие первых школ для старост и духовенств Ярославом Мудрым в 1054 г.

Государство остро нуждалось в наличие квалифицированных кадров для развития торговых, культурных и других связей с западными странами. Поэтому стали постепенно появляться высшие учебные заведения нового типа, отличавшиеся от других держав. Возникает вопрос, каким наукам уделялось огромное значение в заведениях нового типа:

культура государства киевская русь

  1. Шпаргалкой служит опять-таки найденные летописи, в содержаниях которых говорится об изучениях философии, богословии, риторики, греческого языка, географии и естественных наук в школьных заведениях. Например, одна из летописей донесла до нас, что некий новгородский дьякон Кирик в 1136 году смог вычислить, сколько прошло дней от создания мира. А это невозможно было без наличия знаний об арифметике.
  2. Не стоит забывать, что сердцем тогдашних наук являлась теология, окрашенная философским контекстом. Важно подчеркнуть, что древнерусское богословие не только слепо следовало заветам «отцов теологии», но и вносило свой вклад в развитие этой науки, который был подкреплён жизненной мудростью и оригинальным мировоззрением.

Это лишь небольшая часть нашедших археологических находок, среди них выделяются переводы византийской литературы И. Малали, Г. Амартоли и Г. Синкела, «История Палестины» Йосифа Флавия, «Шестиднев» Василия Великого, а также «Космография» Козьмы Индикоплова, дающее представление о миро создания. Церковное право «зарождалось» во многих «кормчих» книгах.

Единственным недочётом византийских творений было слишком поверхностное знание о славянской Руси, по этой причине стране были нужны собственные летописцы. Поэтому неудивительно, что до нас дошли летописи Нестора, широко известная «Повесть временны́х лет», Никона и игумена Выдубицкого монастыря Сильвестра. Интерес к родной земле проявляли не только старцы летописцы, но и частные историки при княжеских дворцах.

Началось появление правовых кодексов на Древней Руси. Например, свод законов «Русская правда», разработанный в XI—XII вв. , смог вобрать правовой опыт не только зарубежных и византийских стран, но и собственный. Он также интересен тем, что является словарём уже не употребительных фраз и предложений.

Не стоит забывать про медицину. Это не только представление о мифических кудесников и «ворожбитей», но и наличие чёткой системы лечения больных, в которой присутствовали врачебные и физиотерапевтические процедуры. Даже сохранились упоминания хирургических вмешательств в организм больного.

Облик древнерусских городов

Некоторые города современности сохранили образцы архитектуры древних времен — Киев, Нижний Новгород, Переславль и т. д. Хотя количество архитектурных памятников невелико, но они до сих пор поражают великолепием в каждой своей детали.

Возникновение каменного зодчества

По исследованию историков каменное строительство началось в конце Х в. Первый монастырь такой постройки был возведен в 989 году, но, к сожалению, был разрушен во времена «ордынского ига». По данным археологических раскопок, площадь этого сооружение составляло около 900 кв. м. и увенчан был 25 верхами.

художественная культура киевской руси

Важно упомянуть и Софийский собор, который был великолепным образцом византийской архитектуры, он был возведён Ярославом Мудрым, чтобы установить равенство между Новгородско-Киевской Руси и Византией. Во внутренних помещениях этого собора сохранились мозаики и фрески, описывающий материальный быт и времяпрепровождение царской семьи. Церкви строились в честь святых людей, например, грандиозный храм Бориса и Глеба, площадь которого составляла около 600 кв. м.

Феноменальным достижением в области зодчества стало появление Софийского собора в Новгороде. В то время он имел пять куполов, расположенных в симметричном порядке, гораздо могущественнее составлены стены этого монастыря. В интерьере присутствовала простота мозаик, фрески не были динамичными, как в Киеве.

Надо понимать, что храм являлся не только религиозным сооружением, но и местом проведения различных встреч князей, собраний граждан и хранения ценных предметов. Столица Киева, по упоминанию летописей, поражала блистательностью и богатством парадных въездов, площадями и торжищами.

Реферат по истории культура киевской руси

Влияние Византии на древнерусскую архитектуру

Во время путешествия по Константинополю русская делегация во главе с князем Владимиром была поражена красотой Софийского собора. Князь стал активно привлекать византийских мастеров для строительств и своих храмов. Впоследствии многие русские зодчие переняли их опыт в строительстве, но не полностью скопировав их стиль, а приняв всего лишь некоторые ее черты:

русская культура киевской руси

  1. Крестово-купольная система.
  2. Появление цилиндрического барабана рядом с аркой и парусами.
  3. Кроме большого купола в основание центра, сооружение имело много куполов и в других местах.
  4. Причудливый орнамент, кратко состоящий из звериных мотивов, декорированных лоз и побегов.

Известно, что во время правления князя Ярослава Мудрого архитектура храмов стала отходить от византийского стиля в связи его независимой политикой от Константинополя. Стали появляться традиционные однокупольные храмы с маленькими оконцами и крупными стенами в центрах, например Новгороде, Чернигове, Полоцке и др.

Таким образом, выбрав самобытный путь культурного развития в отличие от Запада, Киевская Русь смогла сохранить свою независимость и целостность перед врагами, оставить великолепное наследие архитектуры, живописи и других искусств того времени.