Первоначальный замысел

Островский задумывал произведение о «маленьком человеке» в обстоятельствах борьбы за статус, положение и высокие заработки. Так, Карандышев был выведен на первый план. Он терпит издевки от более обеспеченных людей, купцов вроде Паратова. Его духовные качества превосходят уничижителей, но бедность не позволяет дать им отпор.

Сам автор в 1870-х работал в Кинешевском уезде мировым судьей. Ему были знакомы как трудовые будни госслужащего, так и криминальные дела. Одно из таких заинтересовало его, взбудоражило и сместило все акценты в предстоящей пьесе с социальной тематики на трагическую судьбу героини-женщины.

Основано на реальной истории

История создания «Бесприданницы» А. Островского началась в 1874, а завершилась к 1878 году. Работа в суде привела к тому, что он в деталях знал о громком случае убийства чиновником Коноваловым своей законной супруги.

Исследователи склонны считать, что герои драматурга – собирательные образы. В них легко узнать современников автора – хитрых купцов, бесправных чиновников, авторитарную мать, робкую девушку, которую сватают за человека посолиднее, выставляя на торгах как товар.

бесприданница островский история

От провала к успеху

Пьеса стала 40-й для драматурга. К ее завершению он не сомневался, что она привлечет внимание публики. Работа затянулась на 4 года. Предварительные читки, устроенные Островским для знакомых, показали положительные отзывы. Он особо отметил, что это творение признавали лучшим даже люди, враждебно относящиеся к нему.

Действительно, произведение быстро прошло цензуру. «Отечественные записки» взялись публиковать. Но премьера спектаклей по ней провалилась – в Петербурге и в Москве.

В залах был ажиотаж, но постановки сочли скучными и заурядными. Аудитория и рецензенты были поражены цинизмом, узнаваемыми бытовыми подробностями, нравами, а Огудалову считали глупой мещанкой без своего мнения.

Зрители и критики прониклись пьесой в 1890-е, когда поменялись исполнители ролей. В Александринском театре рискнули реанимировать произведение, пригласив Веру Комиссаржевскую сыграть Ларису. Публике понравилось, что героиня возвысилась над своими ухажерами. Они, наконец, увидели, что сюжет отражает жгучие раны общества, бесстыдное бессердечие прогресса, глубину персонажей.

Итак, мы описали кратко историю создания «Бесприданницы» и выяснили, что писатель представил классическое противостояние низшего и высшего сословий, но через героиню-женщину с трагической судьбой, что до него использовалось собратьями по перу редко. Несмотря на новаторские методы и глубину изображенных характеров, злободневность тематики, критики и зрители не сразу приняли пьесу. Но спустя время талант Островского был признан, а значимость произведения очевидна, ведь его творчество до сих пор изучают, ставят на сцене.