Роман «Идиот»

История замысла и прототипы

Роман Достоевского «Идиот» — одна из самых сложных и противоречивых книг в истории мировой литературы. Главного героя и расхваливали, и нещадно бранили. Особенно писателю доставалось от своих соплеменников, которые упрекали автора за ошибки в построении. Роман был написан во время его заграничного путешествия в 1867—1869 годах. Работая над образами, он имел в виду героев Сервантеса, Гюго и Диккенса, но следовал своим путем, мечтая наделить своего персонажа качествами «положительно прекрасного человека», которого бы любил весь христианский мир.

Черновики и дневниковые записи Достоевского свидетельствуют о том, что заранее продуманного плана относительно сюжета и судьбы героев у писателя не было, вернее, их было много, но ни один из них не был осуществлен. Текст создавался как бы спонтанно, с неуверенностью, что будет с его героями дальше. Благодаря гениальным литературным способностям Федора Михайловича эта некая спонтанность создает еще больший интерес у читателя, а некоторые главы, не связанные с основным сюжетом, добавляют роману элемент новизны, свойственный только стилю Достоевского.

Говоря о прототипах образа князя Мышкина, нельзя не привести высказывание литературоведа К. В. Мочульского: «Князь — художественный портрет Достоевского». По воспоминаниям Анны Григорьевны Достоевской, писатель имел доброе сердце и не мог пройти мимо человеческих страданий, иногда в ущерб семье. Взяв за первооснову образ Христа, он и сам понимал, что, следуя заповеди, возлюбить человека, как самого себя, невозможно, и горько переживал от несовершенства человеческого идеала.

Поэт Огарев

К прототипам Мышкина можно отнести поэта Огарева, который происходил из знатного рода, но был маргинален, как и князь, приехавший в столицу с одним узелком. С Огаревым писатель сдружился в Швейцарии, когда работал над романом. Помимо того что они были собратьями по болезни (эпилепсии), этот «задушевный поэт и человек» часто давал семье Достоевских деньги на питание. Близок Огарев князю и по испытаниям в личной жизни: он также пожертвовал любовью к Наталье Тучковой ради своего друга Герцена, которого та полюбила.

Пересекается биография Льва Мышкина и с поэтом Одоевским: оба из обедневших дворян и воспитывались у родственников, обоих в свете воспринимали как чудаков из-за излишнего милосердия. Близки они и по славянофильским воззрениям.

Помогли в описании главного героя и человеческие качества таких современников писателя, как граф Кушелев-Безбородко, доктор-психиатр Ф. И. Гааз, издатель журнала для детей Д. А. Валуев.

Сюжет произведения

Молодой князь Лев Николаевич Мышкин

Пройдя четырехлетнее лечение от эпилепсии в Швейцарии, молодой князь Лев Николаевич Мышкин едет в Петербург. В поезде случайно знакомится с Рогожиным, владельцем большого состояния, оставшемся после смерти отца. Приехав в город, князь посещает семью своего дальнего родственника генерала Епанчина, у которого три взрослых дочери: Александра, Аделаида и Аглая. В их доме часто бывает Настасья Филипповна Барашкова, бывшая любовница и содержанка господина Тоцкого, которую генерал хочет выдать замуж за своего секретаря Иволгина.

Хозяйка дома, Елизавета Прокофьевна Епанчина, ревнует мужа к Настасье Филипповне, от красоты которой все мужчины сходят с ума. Ганя Иволгин женится на ней только из-за денег, а сам давно симпатизирует Аглае и никак не может признаться в любви. Определившись с жильем, Мышкин оказывается на скандальном дне рождения Настасьи Филипповны, где она, зная истинное желание своего будущего мужа, бросает в камин сто тысяч рублей, полученные от Рогожина, и просит Иволгина вытащить их из огня.

Тот, глядя, как огонь начинает обхватывать купюры, падает в обморок и уже не видит, что Настасья Филипповна, достав деньги щипцами, бросает на его недвижное тело. На этом заканчивается первая часть романа. Во второй части читатель видит князя через полгода. Он проживает в Москве, успел получить свое наследство. Читатель узнает о притязаниях на наследство князя «ложного сына» Павлищева и о скандальном памфлете в печати.

По светским слухам, Мышкин был в близких отношениях с Настасьей Филипповной, но успел уже с нею расстаться. Князь хочет увидеть Аглаю, которая понравилась ему с первой встречи. На этом эпизоде и заканчиваются события второй части. В третьей части, находясь у Епанчиных, князь говорит о своей болезни, что нельзя не смеяться над ним. Аглая со всей пылкостью бросается на его защиту: «Здесь все не стоят вашего мизинца. Вы честнее всех, благороднее всех…».

Все говорят о свадьбе с Аглаей, но все рушится в последний момент: после спора двух женщин Настасья Филипповна падает в обморок, и Мышкин не может оставить ее. Однако перед самым венчанием она сбегает с Рогожиным. Последний не может простить измены и в пылу ревности убивает Настасью Филипповну.

Образ князя Мышкина

Князь Мышкин из романа Достоевского «Идиот» имеет дворянское происхождение, но перенес все тяготы сиротства, рано потеряв родителей. Читатель встречается уже с повзрослевшим, лет двадцати шести молодым человеком. Внешность его приятна, особенно большие голубые глаза, но в их пристальном взгляде проскальзывает что-то «тихое и тяжелое».

Это необыкновенный человек, и до сих пор его образ вызывает дискуссии у исследователей творчества писателя:

Образ князя Мышкина

  1. Первое, что поражает в нем — это умение видеть в людях только положительное.
  2. Он подвергается насмешкам, большинство считает его ненормальным, идиотом, но после знакомства с ним люди становятся добрее и чище.

Взять хотя бы историю о жизни за границей, когда дети из школы дразнили и травили его.

Но один случай все изменил. Одну девушку, Мари из швейцарской деревни, увез молодой француз, а через несколько дней бросил на дороге. И она, голодная, оборванная шла пешком домой целую неделю. Все жители отвернулись от несчастной:

  • мать возненавидела;
  • дети смеялись над ней и закидывали грязью.

Она не могла за себя постоять и безропотно сносила обиды. Мышкину стало жаль девочку, и он стал с ними беседовать о жалости и милосердии. И отношение детей к Мари и к князю постепенно менялось. Во время болезни девушки дети приносили еду и лекарства, сидели около постели. Или другой случай, когда Рогожин с пьяной компанией начинает торг за Настасью Филипповну, князю не было сил на это смотреть, и, желая спасти ее душу, просит выйти за него замуж. Умная и гордая красавица ответила, что не хочет губить человека, и ему самому нянька нужна.

Мышкин говорит Рогожину, что любит эту женщину «не так»

И очень важен эпизод, когда Мышкин говорит Рогожину, что любит эту женщину «не так», то есть не плотской, а другой любовью — из жалости. И это наталкивает на мысль о любви Христовой, божьей любви, которой князь не видит вокруг себя и не может понять, почему люди так злы и жестоки. Его неизлечимая болезнь является своеобразным тупиком.

Любовь князя Мышкина не смогла спасти живущих рядом людей. И все-таки какой милый, наивный и притягательный этот образ.

Люди не понимают и не принимают его, как в свое время отвергли Христа. Князь у Достоевского не совсем душевно здоров, но эта болезнь выводит наружу все скрытые и темные мысли и намерения других персонажей и показывает реальный крах этой выдуманной нормальности условий жизни, которые окружали героя.