Портрет: описание внешности, речь, поведение 

Французский полководец описан как невысокий и непривлекательный. Лицо его «опухшее и желтое», моложавое. Фигура – потолстевшая, хотя и осанистая. Улыбка – неприятная и приторная, насмешка. Жесты – энергичные и лишены плавности.

Голос у Наполеона резкий. Речь четкая, все буквы излишне выговаривает. Шаги быстрые и твердые.

Характер, поступки

Образ Наполеона в «Войне и мире» находит отражение и в его поступках.

Бонапарт умеет производить впечатление и создавать ощущение ложного величия. Эгоцентричный и властный он находит подкрепление своему тщеславию, подпитываясь восторгами окружающих. Поступки продиктованы стремлением вызвать одобрение, уважение и восхищение. Наполеон любуется портретом сына, лишь бы все посчитали его любящим отцом, но внутри у него никаких чувств.

Французский император считал, что только от его воли зависит положение всего мира. Он ожидал преклонения и подчинения. Был уверен, прибыв на Поклонную гору, что бояре немедленно бросятся к нему в ноги и сдадут Москву.

Наполеон как полководец

4ee4ba0e014ea018c6b748ec1e1e567e.jpg

Целеустремленный и храбрый военачальник Бонапарт считал, что русские не соблюдают правил при ведении войны. Он овладел эффективными действиями и ремеслом по созданию стратегии. Выстраивал воинов и, словно по учебнику пройденные, произносил перед ними пафосные речи.

Для убийства людей не может существовать определенных правил и законов. Народная дубина просто восстала против французского лидера и его войска, обрушилась с грозной и величественной силой, защищая свою страну от вторженцев.

Отношение к солдатам 

Наполеон в романе «Война и мир» показан как лишенный сочувствия к судьбам своих же солдат человек. Правитель чаще существует вне поля боя и не интересуется состоянием простых людей, проливающих за него кровь и лишающихся жизни. Если он и задается вопросом, как у них обстоят дела, что происходит с ними на фронте, то происходит это из скуки.

При диалоге предводителя со своими подопечными он держится высокомерно, отстраненно. Автор показывает своего героя неискренним – вся его демонстрация заботы об обычном солдате выражается как игра на публику, не более. Но даже сражающиеся понимают истинное к ним отношение командира.

Равнодушие и жесткость проявились в сцене, когда военачальник, одетый в теплую шубу, с абсолютным спокойствием уехал из России, бросив на погибель замерзающих и проигрывающих солдат.

Отношение Толстого к Наполеону

imgpreview (6)(1).jpg

Лев Николаевич видит предводителя французской армии «палачом», жестким завоевателем и агрессором. Для писателя герой не представляет из себя ничего значимого и великого, поскольку власть ему досталась из «миллиона случайностей», т.е. его усилий было заложено по-минимуму. А высокое положение он явно не заслужил, по мнению автора. У военачальника отсутствуют сопереживание, широта кругозора и взглядов, нет простоты в общении.

Толстой считает, что французы проиграли в Бородино из-за истощенности ресурсов. Они нуждались в отдыхе и пище. А лидер попросту не следил за ходом событий и не командовал, а лишь создавал такую видимость, ничего не контролируя.

Писатель создал образ Наполеона, чтобы показать, как важно понимать последствия своего выбора, и что происходит, если человек зациклен и сосредоточен на себе и своих амбициях, жажде славы. Герой идет по пути безнравственности и совершает один жестокий и бесчеловечный поступок за другим, постепенно деградируя. Он готов пожертвовать тысячами жизнями, лишь бы утолить собственные потребности в самолюбовании и доказать, что он якобы велик.