Каждый сам себе судьба (сочинение по произведению старуха изергиль)

Кто есть кто

Произнося фразу «каждый сам себе судьба», старуха Изергиль в подтверждение рассказала легенды о Данко и Ларре: молодых, смелых и красивых людях, которые совершенно по-разному смогли использовать данные им возможности.

Ларрой был выбран эгоизм в ущерб людям своего племени:

  • он считает, что жить нужно лишь для собственного удовольствия;
  • он способен убить человека;
  • Ларре кажется, что ни один человек не достоин его уважения.

Старуха изергиль

Поэтому герой был наказан: будучи и до преступления нелюдимым и одиноким, он стал презираем людьми своего племени. Несмотря на его фантастическое происхождение — от земной женщины и орла — ему не нашлось места в обществе.

Совсем иной подход обнаруживает Данко, который смог осветить своим пламенеющим сердцем дорогу. Пусть даже его соплеменники вначале не заметили подвига, он смог:

  • спасти людей из своего племени;
  • стать героем.

К сожалению, часто бывает так, что уникальные человеческие качества становятся заметными для окружающих лишь на расстоянии, после кончины.

Такое же случилось и с Данко, но он не был забыт, и когда в степи появляются голубые искры, люди вспоминают о его сердце и понимают, что это он является им перед грозой.

Сущность личности

Тема гордой и мечущейся личности не нова для литературы: героя, который противопоставлял себя обществу, можно видеть и у Байрона, и у Пушкина, и в большинстве произведений, относящихся к романтической эпохе. К таковым относится и Ларра — судья, который вправе решать, кому жить, а кому умереть от его рук, отличающийся гипертрофированной гордыней (притом только из-за своего происхождения).

 каждый сам себе судьба старуха изергиль

Ларрой было осознано право пренебрегать окружающими, им была избрана абсолютная свобода от обязательств. Изергиль не могла сказать о нём иначе, кроме как о хищном, сильном и жестоком человеке. Каждый день его жизни приносил унижения соплеменникам, которые прекрасно осознавали, что он ничем от них не отличается, кроме превратно понятой исключительности. Ему некуда было деть свою силу, и в итоге он прожил жизнь бесцельно, хотя мог бы сделать при своих возможностях очень многое. И теперь он скитается тенью, не найдя приюта.

Данко, напротив, сделал всё для освобождения людей, для их будущего, он рисковал жизнью и не мог представить, что те, кто ему доверился, по его вине погибнут. Несмотря на молодость, он уже понимает, что такое ответственность за чужие судьбы. Данко красив не только внешне — он прекрасен духовно, и этим автор противопоставляет его убогому в своей однобокости Ларре. По мнению рассказчицы, каждым мыслящим человеком должен быть задан вопрос, что он может сделать для людей.

Без осознания своего призвания, миссии, назначения, невозможна осмысленная жизнь с сознательными действиями.

Кузнец своего счастья

Жизнь самой старухи Изергиль вполне соответствует её девизу, что каждый является кузнецом своей судьбы. Нельзя сказать, что на момент рассказа она является счастливой, но она прожила жизнь так, как хотела. Её бесконечные воспоминания о многочисленных возлюбленных вначале обескураживают, но женщина честна перед слушателем, а прежнее поведение было её личным выбором.

 каждый сам себе судьба сочинение

Сама старуха Изергиль вела весьма авантюрный образ жизни, сбежав из дома и меняя до пожилого возраста (по прежним меркам) кавалеров как перчатки — конечно, про неё никак нельзя сказать, что это был подвиг. Но бунтаркой, безусловно, она была. И это её роднит с героями легенд: и с Ларрой, и с Данко. Только, конечно, она никого не убивала ради достижения своих целей — но и полезного для человечества, вероятно, сделала немного.

Она могла бы поставить себя посередине между этими героями, потому что смелости ей было не занимать. Ей хватало храбрости и безрассудства для реализации всех своих авантюрных планов, поэтому про неё, безусловно, тоже можно сказать, что она стала «сама себе судьбой».

Автор говорит устами своей героини, что не нужно бояться ставить перед собой цели и направлять все силы на их достижение. Время и люди рассудят, насколько эти стремления хороши, но, главное — не отступать. Е

сли есть мечта (а в случае с легендой о Данко становится понятно, что альтруистический настрой придаёт сил), нужно вырабатывать план по её достижению и следовать ему. И тогда, возможно, о человеке будут помнить — как о Данко и самой старухе Изергиль.