Картина Нестерова «Видение отроку Варфоломею»

Священные мотивы в творчестве

Нестеров был высоко духовным человеком, придерживающимся христианских традиций. Сергий Радонежский стал одним из самых почитаемых им святых. «Видение отроку Варфоломею» считается его лучшей работой, посвященной игумену Троице-Сергиевской лавры.

Михаил Васильевич Нестеров

В своем творчестве Нестеров часто использовал религиозные темы. Некоторое время он даже расписывал храмы. Существовала легенда, объясняющая любовь живописца к священным образам. В детстве Михаил тяжело заболел. В один момент окружающие подумали, что он умер. Мальчика одели для похорон, а его родственники поехали заказывать место на кладбище. Но вскоре убитая горем мать заметила, что малыш очнулся. Она была убеждена, что это произошло благодаря заступничеству святых угодников, которым она горячо молилась.

Картину «Видение отрока Варфоломея» художник написал, находясь в селе Хомяки, расположенном поблизости от имения Абрамцево, которым владел известный покровитель искусств Савва Мамонтов. Неподалеку находилась Троице-Сергиевская лавра. На полотне автор изобразил местные пейзажи.

Описание картины

«Видение отрока Варфоломея» Нестерова написано в жанре исторического полотна. Оно посвящено Сергию Радонежскому, который основал Троице-Сергиевскую лавру и долгое время был ее настоятелем. В миру святой звался Варфоломеем. Он благословил Дмитрия Донского на бой с ханом Мамаем. Храбрые воины-монахи Пересвет и Ослябя, вместе с князем участвовавшие в Куликовской битве, были иноками Троице-Сергиевского монастыря.

На картине Нестерова изображен один из эпизодов жизни Сергия: явление ему в детстве святого старца. Юному Варфоломею, в отличие от братьев, тяжело давалось чтение. Как-то отец отправил его искать убежавшую лошадь. В лесу ему встретился инок, который молился возле дуба. Варфоломей пожаловался, что никак не может одолеть грамоту, а затем попросил помолиться за него. Старец дал ему кусок просфоры и пообещал, что он будет читать лучше своих братьев. Так и случилось.

Картина «Видение отроку Варфоломею»

На картине изображен типичный среднерусский пейзаж. Художник использует яркие цвета:

  • желтый;
  • зеленый;
  • коричневый;
  • охру.

На заднем плане располагается холм, заросший пожелтевшей травой с голубыми цветами. По бокам видны возвышенности:

  • слева растут ели;
  • на правой стороне изображены деревья с красной и желтой листвой.

Сзади виднеется поле, засеянное пшеницей. На его краю можно рассмотреть ветхие покосившиеся избы и старую деревянную церквушку с голубыми куполами. Через дорогу течет синяя речушка.

Центральные фигуры

На переднем плане картины изображены мальчик и инок. Нестерову долго пришлось искать натуру для маленького Варфоломея. Случайно он встретил девочку, больную чахоткой. Его поразили огромные и яркие глаза на ее бледном болезненном личике. Взгляд ребенка казался неземным. Художник понял, что нашел образ будущего святого.

Отрок Варфоломей одет в простую крестьянскую белую рубаху, цвет которой подчеркивает его чистоту. С руки у него свисает уздечка, а к поясу прицеплен кнут, ведь отец отправил его искать лошадь. Большие чистые глаза ребенка смотрят на старца серьезно, будто мальчик предвидит свое предназначение.

На картине изображены мальчик и инок

Инок на картине выглядит таинственно. Лицо его прикрыто куколем, в руках он держит ларец. Его фигура наклонена, будто отражает сообщение о любви и нежности старца к мальчику. Голову монаха окружает нимб. Руки отрока молитвенно сложены, колени слегка согнуты. Он преклоняется перед святостью инока. Нестеров использовал прием противопоставления: возле Варфоломея растет тоненькая елочка, а рядом со старцем — старый морщинистый дуб, олицетворяющий мудрость.

Центральные фигуры гармонируют с окружающим пейзажем: светлые волосы ребенка по цвету повторяют осенние краски полей и листьев на деревьях, а его сапожки и штанишки нарисованы теми же красками, что и куколь на старце.

При написании сочинения по картине об отроке Варфоломее во введении можно указать, что она считается лучшей в творчестве Нестерова. Художник желал письменно, чтобы его творение оценили не только современники, но и потомки. Его мечты сбылись: картина выставлена в государственной Третьяковской галерее, где ее может увидеть множество посетителей. По ней изготовлено немало репродукций.